Елена Мишина
Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
"Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать".
В. Сухомлинский.
ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников определяет познавательное развитие (п. 2.6. ФГОС ДО).
Задачи познавательного развития направлены на :
- развитие интересов детей, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах окружающего мира, об особенностях природы.
Публикация «Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО „Познание“» размещена в разделах
Развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриванием картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т. д.
Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.
Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.
Метод наблюдения в познавательно – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.
Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.
Структура и содержание наблюдения.
Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.
1)Начало наблюдения.
Задача данного этапа – концентрация внимания детей.
В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.
2)Основная часть.
Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.
3)Завершение наблюдения.
Задача данного этапа - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.
Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.
Классификация наблюдений :
- по продолжительности наблюдения могут быть : кратковременные (в течение нескольких минут - за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой) и длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев - за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).
- по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;
-по степени активности детей : по инициативе воспитателя и по инициативе детей;
- по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые.
- по характеру познавательных задач : распознающие и воссоздающие.
Распознающие наблюдения - это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, представлений детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т. д., а также о связях наблюдаемых объектов с другими. Воссоздающие – это восстановление картины целого по отдельным признакам.
Виды наблюдений.
1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).
3) Наблюдения за транспортом (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная группа – экскурсия).
4) Наблюдения за живым объектом.
5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная – экскурсии).
Требования к организации наблюдения.
При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно – бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10 – 15 минут. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т. д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цель, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.
Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений :
1) Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.
2) Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.
3) В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
4) Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
5) Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.
6) Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).
7) В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
Роль педагога.
Запомнить происходящее с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения.
В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей, например: «Что происходило с деревьями в разные сезоны». Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1) Устанавливать факты;
2) Формировать связи между частями объекта;
3) Накапливать представления у детей;
4) Проводить сопоставления;
5) Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
В процессе наблюдений дети учатся : видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. У детей формируются такие социально – нормативные возрастные характеристики, как:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.