МААМ-картинки

Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны

Наталья Макушева
Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны

Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях (Консультация для воспитателей, родителей)

Формирование здорового поколения- одна из главных стратегических адач развития страны.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Словосочетание “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. В Законе “Об образовании в Российской Федерации” говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на «сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения.

Публикация «Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны» размещена в разделах

Что включает понятие «технологии»? Педагогическая технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Деркунской В. А., к. п. наук, отметил, что педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Задачи здоровьесбережения :

1. оздоровление дошкольника (представление о строении тела, важность закаливания, движения, сна, питания и др.);

2. организация здоровьесберегающей среды;

3. формирование здорового образа жизни;

4. работа с семьей.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется постановкой целей и решаемых задач, и средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.

Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий :

медико-профилактические технологии, направленые на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды);

физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника (позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, создание комфорта и эмоционального благополучия дошкольника, занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного учреждения. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе;

технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников. Важно понимать что, совместная работа медиков, педагогов и родителей - положительный результат плодотворной работы в реализации здоровьесберегающих программ в образовании.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей. Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе, здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие. Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей только в том случае, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, если будут соблюдены основные принципы здоровьесберегающих технологий :

“Не навреди!”

Принцип сознательности и активности.

Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Принцип доступности и индивидуальности.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Целенаправленное и систематическое применение здоровьесберегающих технологий позволит сформировать у детей и их родителей осознанное отношение к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Ведь активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы и должны «создавать» и воспитывать, начиная с самого раннего детства.

Организация работы

1. В начале учебного года, ознакомившись с картами здоровья детей заполнив и проанализировав листы адаптации, мы выявили уровень развития дошкольников.

2. Беседы с родителями, анкетирование с целью выяснения и частоты, разновидности заболеваний их детей.

3. Работа в детском саду строится в соответствии с психофизическими особенностями детей.

4. Педпроцесс оснащен необходимым материалом и пособиями, проект

«Ребенок и его здоровье», картотека игр.

5. Можно предложить программу Давыдовой и Корепановой «Познай себя», которая в доступной форме поможет дать знания по валеологии.

6. Формируем осознаное отношение к своему здоровью, даем понятие «здоровый и больной человек», в игровой форме рассказываем что, «солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Воспитываем желание быть сильными и здоровыми, не вредить своему организму.

7. Большое внимание уделяем навыкам личной гигиены, посещение доктора Айболита и его рекомендации: проветривание, проводить влажную уборку, употреблять в пищу лук, чеснок, советы по использованию народных средств в борьбе с простудными заболеваниями (лекарства может давать только взрослый, принимать строго по рецепту, учит считаться с недомоганиеми плохим самочувствием др. людей) эти мероприятия помогают решать задачи по оказанию элементарной медпомощи, психологической и самопомощи.

8. В структуру ООД нужно включать различные виды массажа (пальцы и др, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры из программы оздоровления М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья».

9. Наблюдение причем постоянное за самочувствием детей, только положительное отношение к детям.

10. Закаливающие процедуры: постепенное обширное умывание, ходьба босиком, правильный прием воздушных ванн. Часто болеющим помогаеи дыхательная, артикуляционная гимнастика (дыхание через нос- профилактика заболеваний верхнедыхательных путей).

11. Развивающая среда : различные оборудования и спортивный инвентарь: модулели для метания и дуги для пролезания и др., мячи, шнурки, обручи. Использование бросового материала: массажные коврики с ребристыми поверхностями, поролоновые «ладошки»,коврик из пробок и пуговиц, гантели из платиковых бутылок и др.

12. Работа с родителями. 1ст. 18Закона РФ «Об образовании» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

Система по здоровьесбережению включает : консультации и семинары, памятки «Компоненты здорового образа жизни», совместные спортивные мероприятия, групповые и общие собрания, круглые столы, открытые просмотры видов деятельности.

Список литературы

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход: Школа здоровья. 2000.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. - М. : ТЦСфера, 2007.-160с. (Здоровый малыш).

3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья : Программа оздоровления дошкольников. -М. : ТЦ Сфера, 2009, 2-у изд. - 208с. -(Детский сад с любовью).

4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.

Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2002.

5. Сухарев А. Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”.

6. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. – 2007.

7. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.

Публикации по теме:

«Из поколения в поколения» (физкультурный семейный досуг) «Из поколения в поколения» (физкультурный семейный досуг) ЦЕЛЬ: Создание и реализация модели преемственной системы физического воспитания.

Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод Интеграция задач познания и художественно – эстетического развития через системно – деятельностный метод в рамках освоения программы «Мир.

Консультация для воспитателей «Развитие речи — одна из важнейших задач воспитания и обучения» Консультация для воспитателей «Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания и обучения. Этапы становления речи дошкольников, её развитие».

Логопедическое сопровождение детей в ДОУ как перспектива развития здорового поколения молодежи Будущее нашего государства определяется нравственным состоянием государствообразующей нации. Часто мы говорим, что дети - это наше будущее.

Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников Мастер - класс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС.

Невербальные способы взаимодействия как средство решения творческих задач развития ребенка. ВВЕДЕНИЕ. Еще с давних времен многих ученых волновала проблема эмоционального благополучия в творчестве, такие как яркие впечатления, живое.

Нравственное воспитание как одна из важнейших задач социализации ребенка Составила Мехнина Н. Н. воспитатель ГБДОУ № 61 Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям.

Пересказ как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников. У детей с ОНР отставание в речевом развитии сочетается с торможением развития когнитивных функций. Поэтому важным является совершенствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны
Опубликовано: 10 декабря 2015 в 16:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД