Получи документы

Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны

Мениря Хайрова
Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,

к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…»

Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Публикация «Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны» размещена в разделах

Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, страны.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Не случайно именно сейчас коллективы многих дошкольных образовательных учреждений плодотворно работают по патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному наследию.

В нашем детском саду к вопросу патриотического воспитания относятся очень серьезно и целенаправленно. Мы начинаем знакомить детей уже со средней группы с символикой нашей страны, в частности с флагом Мордовии и России, гимном, гербом. Доводим до сведения детей, что флаг - это святыня и гордость нашего государства, он олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины.

Гимн - это самая главная и торжественная песня нашей страны, с него начинается и завершается день нашей Родины. Гимн прославляет нашу страну, его слушают стоя и снимают головные уборы. Гимн звучит в особо торжественных случаях.

А герб - это отличительный знак каждого государства. В целях воспитания и уважения к государственной символике нашей родины, страны в каждой группе оформлен уголок родного края, где дети могут не только увидеть, но и сравнить символику России и Мордовии, выделить главное.

Чтобы прикоснуться к истокам культуры предков, наглядно увидеть, как жили мордовские народы, их быт, в нашем детском саду организован мини – музей «Мордовская изба», где собраны старинная посуда, мебель, одежда и другие элементы мордовского быта. Создание мини-музеев в детских садах имеют огромное значение, так как они являются первой ступенькой приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев.

Формируя у детей патриотические чувства и приобщая к культурно – историческому наследию своей страны, мы применяем разные формы в своей работе : целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, носящим имена героев ВОВ, учим соблюдать ритуалы у памятников и обелисков, а также проводим экскурсии к памятным местам, мемориалам, в музеи.

Так к 70-ти летнему юбилею победы в ВОВ мы посетили с детьми мини-музей боевой славы «Набат времени» в школе №25. Детям в доступной форме рассказали о героях нашей республики, показали военную форму солдат, их оружие, медали и ордена, документы и письма. Затем сфотографировали детей на память. Эта экскурсия была очень интересной, и надеемся, оставит свой след в детской памяти.

В данной работе нам помогают родители наших воспитанников. Мы предлагаем родителям вместе с детьми побывать у определенного памятника, сфотографироваться там, рассказать о нем. В этом случае даем несколько рекомендаций, на что обратить внимание, как познакомить ребенка в доступной форме с памятником. Эта работа сближает не только воспитателя с родителями, но и ребенка с семьей. После таких экскурсий мы организовываем фотовыставки. Так в этом году удачно прошла фотовыставка на тему «Любимые уголки нашего города», где дети не только услышали, но и наглядно увидели все известные и памятные места нашего города.

Большую роль играет чтение художественной литературы. Стихи, рассказы, повести способны затронуть чувства сопереживания, гордости и уважения. В нашем саду проходил конкурс чтецов. Дети с выражение читали стихи разных авторов, показывая их портреты.

Также используем технические средства обучения-слушание музыкальных произведений о Родине, армии и героях нашей страны, просмотр фильмов и слайдов.

Самостоятельная художественная деятельность также помогает нам в этом направлении. Это рисование, аппликация, лепка, поделка игрушек, пение песен, чтение и заучивание стихов. В книжном уголке оформляем тематические выставки к праздникам: 12 апреля - День космонавтики, 9 мая - День Победы и другие. На таких выставках мы вместе с детьми подбираем художественную литературу, с которой знакомились ранее, а также иллюстрации, открытки, рисунки детей, фотографии, значки, марки. На такие выставки мы приглашаем детей из соседних старших групп. Здесь дети делятся своими знаниями и впечатлениями.

В нашем детском саду проходил праздник на тему: «Мы растем вместе с городом нашим» и выставка детских рисунков. На этом празднике дети рассказывали о достопримечательностях города Саранска, читали стихи о родном крае, пели песни. Подобные мероприятия надолго остаются в детской памяти и способствуют формированию патриотических чувств.

Не потеряли своей актуальности и встречи детей с участниками ВОВ, ветеранами труда. Мы заранее продумываем организацию таких встреч, рассматриваем награды ветеранов, поздравляем и готовим сувениры-самоделки, открытки, букеты.

Вопросы патриотического воспитания мы реализуем и через игровую деятельность детей. Детям доставляет большое удовольствие играть в настольно-печатные игры патриотического характера, которые мы делаем вместе с детьми. Так изготовленная нами игра «Любимые уголки нашего города» помогла закрепить знания детей об улицах города Саранска и его достопримечательностях, а также сформировать патриотические чувства к родному городу.

Нам, педагога, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить, потерявшую в последние годы актуальность, работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении - уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, ее героями.

Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников являются включение в него культурно – исторического, духовно – нравственного и других компонентов, знание истории и богатейших традиций Отечества и своей республики.

Литература. Дошкольникам о защитниках Отечества.

Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. Москва, 2005г.

Публикации по теме:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм.

«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности» «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности» Введение. Формирование патриотических чувств дошкольников.

«Памяти павших будем достойны». Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста«Памяти павших будем достойны». Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста всегда было актуальной темой. В рамках месячника, посвященного.

Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культурному наследию малой Родины «Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культурному наследию малой Родины» Кузьминова Светлана Владимировна.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Воспитание патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями детей: семья, детский сад, родной.

Формирование патриотических чувств «Моя малая Родина»Формирование патриотических чувств «Моя малая Родина» Формирование у воспитанников второй младшей группы «маленькие лягушата» патриотических чувств «Моя малая родина» Патриотическое воспитание.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Приобщение детей к историческому и культурному наследию родного края с помощью организации мини-музея МБОУ «Плехановская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение детский сад Из опыта работы воспитателя старшей группы.

Проект «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на примере изучения судеб детей в ВОВ» В 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории.

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при взаимодействии с родителями ЦЕЛЬ: - Создать условия для осуществления комплексного подхода к воспитанию нравственно-патриотических качеств, для приобщения дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны
Опубликовано: 22 июля 2015 в 22:09
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД