МААМ-картинки

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

Наталья Цильман
«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в тоже время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.

Публикация «„Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом : возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.

В своей группе на основе диагностики и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о родном крае, городе, Родине в целом. Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме:

- для пополнения знаний об истории и достопримечательности города и края посетить краеведческий музей;

- подобрать и пополнить личную библиотеку о городе и крае;

- оформить уголок по патриотическому воспитанию, так как использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в старшей группе, я поставили перед собой следующие задачи:

- воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю;

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях города, природы, истории;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

- развитие чувств ответственности и гордости за достижения родного города и страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Система и последовательность работы представлена: семья- родная улица- город, обычаи, традиции- страна, столица. Свою работу проводила последовательно: от более близкого, знакомого (семья, улица, детский сад, к более сложному (город, страна).

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. Поэтому в своей работе я больше внимания уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные «маленькие концерты», рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали». В своей работе я опиралась на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции у ребенка, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместно мы оформили в группе уголок по патриотическому воспитанию, совершили экскурсии по улицам города, в краеведческий музей. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Рассказывая детям об истории рождения нашего города Бирюч, я поведала о том, что он лежит на р. Тихой Сосне. В этой местности находился город Усерд, охранявший перелазы на р. Тихой Сосне. Он считался одним из главных пунктов обороны от татар и имел ров, вал, караульные башни, а в заповедном лесу устроены были засеки, тут же проходил земляной вал, сооруженный в 17 столетии от Палатова через ливенские, бирюченские, усердские поля к р. Тихая Сосна.

На экскурсии к памятнику погибшим воинам дети с большим интересом слушали о создании в нашем городе этого памятника. У подножия солдат в плащ-палатке, скорбя склонил голову, преклоненный с автоматом и каской в руках. Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.

При знакомстве с улицами города дети проявляли интерес к их названиям. Ребята узнали, что одни улицы названы именами знаменитых людей, а другие по названию растущих там деревьев. Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Я предложила детям проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся. Надо хорошо знать свой домашний адрес, и тебе без труда помогут найти дорогу домой. Но лучше все таки слушать родителей и не теряться». Вместе с детьми сделали папку «Моя улица». Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру «Где мы были, мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о том что они увидели. Обращаю внимание детей на особые здания, например Покровский собор, на его золотые купола, Дворец культуры «Юбилейный», городская библиотека, краеведческий музей, играющих воспитательную роль в формировании и развитии потребностей духовной и патриотической жизни ребенка. После чего провела беседу о том, что наш город украшают не только красивые здания, храмы, но и памятники, прославляющие наш любимый город: основателю города Бирюч - Медкову, «Воинам-интернационалистам», памятнику погибшим воинам при освобождении нашего города в годы Великой Отечественной войны.

В нашем детском саду есть мини-музей «Русская изба». Где дети могут познакомиться с историей быта родного края. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, так как все экспонаты интерактивны- их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними. Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах старины, об укладе жизни я организовала экскурсию в городской краеведческий музей. В нем дети получили много полезных сведений о нашем городе, о его жителях, природе.

Совершенно необходим, а именно, опыт такого общения как приглашение родителей на праздники, с тем чтобы рассказать сказку или спеть песню о родном крае, рассказать об интересных поверьях и обычаях своего народа. Например, как мы отмечаем Масленицу (проводы зимы, когда пекут блины, поют частушки, танцуют; отмечаем Рождество-люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; отмечаем Пасху- пекут пасхальные куличи, пасхи и красят яйца.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, его достопримечательностям, об обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей. Важно отметить, что необходимость патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание подрастающего поколения» старшая, подготовительная группа.«Патриотическое воспитание подрастающего поколения» старшая, подготовительная группа. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к малой родине, родным и близким людям, и гордость за свой народ. Поэтому.

Богатыри земли русской Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»
Опубликовано: 22 декабря 2014 в 21:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Цильман (УИ 170253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД