Папки-передвижки

Начинаем развивать речь со звукоподражаний

Алла Петрухина
Начинаем развивать речь со звукоподражаний

Речь, больной вопрос для каждой мамы, еще и окружающие считают своим долгом поинтерисоваться о том, что уже говорит ваш годовалый малыш.

Все дети в возрасте около года болтают, что то говорят уже осознанно, но большинство звуков, все таки неосознанная речь, иногда похожая на человеческие слова. Задача мамы  сделать речь осознанной, т. е. работать над конкретными названиями, звуками иначе у многих так и остатся болтавня ребенка на своем языке до двух и более лет. Но если в год это норма, то когда ребенок около 2-х лет разговаривает на своем языке, в первую очередь мама и переживает по этому поводу.

Публикация «Начинаем развивать речь со звукоподражаний» размещена в разделах

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь реб нка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, да т возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — реб нок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т. е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

1)Вначале работаем над гласными.

-Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание реб нка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда по м.

-У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

-Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.

-Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2)Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

-Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».

-Реб нок плачет: «Уа! Уа!».

-Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3)Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определ нный смысл.

-Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

-Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

-Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

-Показываем пилу (картинку или игрушку) : «Сь-сь-сь». Выполняем движения впер д-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

-По т комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

-По т жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.

-Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

жик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как жики.

Далее – звукоподражательные слоги и слова.

•Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей) :

собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т. д.

Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!

Подражание бытовым шумам:

часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т. д.

Подражание транспортным шумам:

машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т. д.

•Подражание музыкальным звукам :

песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду

и т. д.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.

2. Использовать картинки или игрушки.

3. Артикуляция должна быть ч ткой, реб нок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.

4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.

5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.

6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».

7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания

Звук [ш]. «Шумелочки». Шум ветра в лесу; шелест листвы деревьев; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы; шипение гусака; шипение змеи; шуршание мышей в норке; шуршание шин по мостовой; надуваем шарик».

Звук [с]. «Свисток». «Свистелочки». Вода в кране, свист ветра в трубе, выходит воздух из колеса (проколотая шина, насос (накачаем воздух в колесо, проколотый шарик, пар выходит из кастрюли.

Звук [р. ]. «Рычалочки». Рокот самолета; работающий трактор; работающий мотор машины; рычание сердитой собаки или щенка; рычание тигра, тигрицы и тигренка; мамы-звери учат детенышей рычать; разговор мам-животных с детенышами.

Звук [л]. «Гуделочки». Пароход гудит, сирена скорой помощи, сирена пожарной машины, приземление ракеты, посадка ракеты на Луну, инопланетяне прилетели, малыш учится говорить, самолет заходит на посадку.

Звук [ж]. «Жужжалочки». Жук жужжит, шмель жужжит, разговор жуков, разговор шмелей, едет товарный поезд, выжимаем сок в соковыжималке, включаем пылесос.

Звук [з]. «Звенелочки». Звонок на урок, колокольчик на ветру, звенит пчела, назойливый комар.

Чем больше ребенок будет говорить звукоподражаний, чем больше он будет тренироваться в этом, тем быстрее он научится управлять своим языком, связывать слово и предмет и тем быстрее начнет нормально говорить.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!»Фотоотчет «Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!» Масленицу широкую открываем, веселье начинаем! Заходи, честной народ, Масленица к нам идет! Гости собираются, веселье начинается! Я.

Фотоотчёт Пасхального развлечения «Весну встречаем-веселье начинаем!»Фотоотчёт Пасхального развлечения «Весну встречаем-веселье начинаем!» На прошедшей неделе, подготавливаясь к встрече Светлого Воскресения, воспитатели и воспитанники нашего детского сада приготовили немало.

Конспект занятия познавательного цикла «Мы начинаем КВН»Конспект занятия познавательного цикла «Мы начинаем КВН» Цель: выявление уровня знаний,умений и навыков детей о здоровье и его составляющих. Задачи: выявить представления о ЗОЖ, о дыхательной.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Консультация «Шишки и орехи катаем говорить мы начинаем»Консультация «Шишки и орехи катаем говорить мы начинаем» У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Фотоотчет «Масленицу провожаем, веселье начинаем»Фотоотчет «Масленицу провожаем, веселье начинаем» Собирайся, народ! В гости Масленица ждет. Ждут вас игры, забавы и шутки – Скучать не дадут ни минутки! Масленицу широкую открываем - Веселье.

Родительское собрание «Родителям не нужно забывать, что речь ребёнка надо развивать!» Размещён материал в виде родительского собрания. Цель: - Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; - Повышение педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Начинаем развивать речь со звукоподражаний
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 20:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД