Анастасия Новикова
Национально-региональный компонент для образовательной программы дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Национально- региональный компонент
для образовательной программы дошкольного учреждения.
Цель:
Направить содержание воспитательно - образовательной работы на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.
Задачи:
1. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
Публикация «Национально-региональный компонент для образовательной программы дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
2. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства марийского народа, его характерные особенности.
3. Воспитывать уважительное отношение к культуре, к традициям марийского народа.
4. Воспитывать нравственные качества личности: толерантности, доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.
План – программа по национально-региональному компоненту отражает различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре:
• ознакомление с городом, республикой;
• знакомство с изобразительным искусством;
• знакомство с народными промыслами;
• знакомство с фольклором.
Каждое направление содержит ряд тем, которые интегрированы в разделы основной Программы дошкольного воспитания и образования под редакцией М. А. Васильевой: «Ребёнок и окружающий мир», «Художественно-эстетическое воспитание», «Культурно-досуговая деятельность» в рамках лексических тем и реализуются в различных видах деятельности.
Средняя группа
1. Рассматривание иллюстративного материала: Альбом «Йошкар-Ола», «Марийский национальный костюм»; иллюстрации к марийским сказкам, открытки, буклеты ансамбля «Марий Эл», марийская матрёшка, кукла в национальном платье.
2. Аппликация: «Полотенце для кукол», «Фартук для куклы Анук».
3. Игры: Обыгрывание куклы в марийском платье. Дидактические игры «Какой матрёшки не стало?», «Сложи узор по образцу». Подвижные игры «Платочек», «Сова».
Старшая группа
1. Занятия: «Город мой над Кокшагой рекой», «По следам маленького лосёнка».
2. Беседы: «Дары марийского леса», «Марийские музыкальные инструменты»,«Ткачество», «Герои ВОВ», «Русская и марийская матрёшка», «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и Михайлина И. А. «Золотая осень», «Изба как памятник деревянной архитектуры», «Архитектурные памятники Йошкар-Олы», «Портретная живопись. Образ матери в искусстве», «»Знакомство с традиционной марийской вышивкой».
3. Игры:
• подвижные: «Уголки», «Рыбалка», «Сова», «Лапоть», «Платочек», «Петух»;
• дидактические: «Какой матрёшки не стало?», «Сложи узор по образцу», «Магазин сувениров», «Придумай свой узор»;
• строительные: «Перекрёстки и улицы Йошкар-Олы»;
• хороводные: «На лугу у ворот», «Как сеяли мак».
4. Рисование: «Грибы марийского леса», «Моя семья», «В этом доме я живу», «Ваза с кирпичного завода», «Какие комнатные растения растут у меня дома», «Фартук для Анук», «Платочек», «Сапоги Онара», «Солдат на посту», «Мой любимый котик», «Портрет моей мамы», «Какие деревья растут на нашем участке», «Машины на улицах Йошкар-Олы», «В Йошкар-Оле праздник», «На нашем участке зацвела яблоня».
5. Аппликация: «Полотенце», «Скатерть», «Рубашка Онара», «Подарок папе, дедушке», «Подарок маме, бабушке», «Вечная память павшим в бою».
6. Лепка: «Что выросло на грядке у Анук», «Ваза для цветов», «Птицы на нашей кормушке», «Какие угощения мама печёт к празднику», «Воин – освободитель».
7. Конструирование: «Пешеходный мост через реку Кокшага», «Двухэтажные дома на нашей улице».
8. Чтение, рассказывание: «Смоляной бычок», «Лиса и медведь», «Коза и медведь», «Кокша – богатырь»(фланелеграф, «Собака и дятел», «Зимовье в лесу», «Кто сильнее?», «Откуда у зайца белая шубка?», «Лиса, сова и сорока», «Любознательный заяц», «Онар»(фланелеграф, «Ягнёнок хвастунишка», «Лепёшки на молоке матери», «Лиса и перепёлка», «Петух и собака», «Синица», «Как топор в лес ходил», «Муравьиная свадьба», «Как я пчёл караулил», «Ёж и заяц», «Солнце и радуга».
9. Праздники, развлечения: «Марий Эл-шочмо эл», вечер марийских загадок, музыкально-дидактическая игра «Карусель».
10. Экскурсии: По детскому саду. Учреждения и жилые дома вокруг детского сада. В парк имени 400 летия Йошкар-Олы. К реке Кокшага. По микрорайону. В краеведческий музей:«Утварь народа мари», «Животные и птицы родного края».
11. Электронные презентации: «Какой был город летом», «Памятники Йошкар-Олы», «В Йошкар-Оле зима», «Липкины подарки», «Экскурсия по Йошкар-Оле».
Подготовительная группа
1. Занятия: «Марийский орнамент», «С чего начинается Родина?», «Кузя знакомится с городом», «Что я знаю о родном крае, республике», «Мой край родной марийский».
2. Беседы: «Марийские народные приметы», «Лес – наше богатство», «Национальные праздники», «Как горожане заботятся о своём городе», «Марийская кухня», «Красная книга республики», «Их именами названы улицы нашего города», «О марийских художниках».
3. Игры:
• Подвижные: «Лошадки-кони».
• Творческие: «Ярмарка», «Мастера - умельцы», «Путешествие по Йошкар-Оле», «Охотники», «Рыбаки», «Защитники Отечества», «Детский сад», «Строители», «Мы – туристы», «Экскурсия по городу».
• Дидактические: «Угадай, чей костюм», «Найди одинаковые узоры», «Определи вид декоративно-прикладного искусства», «Раньше - теперь», «Придумай свой узор», «Чей герб, флаг?», «Какой инструмент звучит?», «Оденем куклу в марийский костюм».
• Строительные: «Кукольный театр», «Мост через реку Кокшага», «Царевококшайский Кремль», «Город мой любимейший на свете».
4. Рисование: «Золотая марийская осень», «Грибы марийского леса», «Рубашка Онара»,
«Платье для Анук», «Сапоги Онара», «Моя дружная семья», «Жили- были дед да баба», «Дома на нашей улице», «Дворец Чылдырвий», «Церковь», «Полотенце», «Что самое красивое в моём доме», «Чайная чашка», «Снегири на ветках», «Мой любимый город», «Марийская матрёшка», «Любимое место в городе», «Транспорт на улицах города», «Герои марийских сказок», «Кукла в марийском национальном костюме», «Отгадай и нарисуй», «Вечерний город», «Новостройки в городе».
5. Аппликация: «Грибы» (из сухих листьев, «Дом, в котором я живу», «Кувшин из кирпичного завода», «Флаги России и Марий Эл», «Транспорт на улицах нашего города», «Закладка для книг», «Вечная память павшим в бою»
6. Лепка: «Мухомор», «Утварь народа мари», «Птицы на нашей кормушке», «Лось – рога ветвистые да копыта быстрые», «Животные марийского леса», «На чём едут люди?», «Фейерверк над городом», «Марийский край - край лесов», «Герои любимой сказки», «Керамическая посуда с кирпичного завода».
7. Конструирование: «Пешеходный мост через реку Кокшага», «Платье для Анук» (из бумаги, «Дом, в котором я живу», «Плетение из бумажных полосок «Коврик», «Магазин бытовых приборов», «Улица нашего города» «Цветочный магазин».
8. Чтение, рассказывание: «Добро лечит», «Откуда у кулика длинный клюв», «Волшебный меч», «Маршан и золотой дъявол», «Огонь и человек», «Гусли – самогуды», «Завистливая ворона», «Почему заяц печален?»,«Учёный медведь», «Как мышка и воробей поссорились», «Чоткар», «Как старухино желание исполнилось», «Сорок одна небылица», «Белая лебёдушка», «Два брата».
9. Развлечение праздники: Стихи о Йошкар-Оле (конкурс чтецов). Викторина по марийским сказкам. Кукольный спектакль «Сереброзубая Пампалче». Прослушивание музыкальных произведений марийских композиторов.
10. Экскурсии: «Храмовая архитектура», «Монументальная архитектура», «Архитектурные сооружения г. Йошкар-Олы» (вокзал, заводы, мосты, театры, дворцы и т. д.). В Царевококшайский Кремль. К Вечному огню. В музей истории города. По старым улицам города «Памятники архитектуры». В музей: «Марийский и русский костюм», «Жизненный обряд марийцев», «История города». В библиотеку: «Произведения писателей и поэтов Республики Марий Эл для детей».
11. Электронные презентации: «Природа родного края», «Украшения марийских женщин», «Жемчужина Поволжья – замок Шереметева», «Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске», «Народные умельцы», «Йошкар-Ола с высоты птичьего полёта», «Архитектурные памятники «Йошкар-Олы».
Перечень программ и технологий
1. Уланова, Л. И. Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского народного фольклора: Учебно-методическое пособие под редакцией И. А. Чурикова, Е. В. Улановой/ Л. И. Уланова, Г. Ф. Ларина, Е. В. Уланова. – Йошкар-Ола: Общественное объединение «Йоча Йук», 1998.- 90с.
Перечень пособий
1. Васин, К. К. На Земле Онара / К. К. Васин. - Йошкар-Ола, 1988.
2. Грищук, В. М. В них история народа/ В. М. Грищук, Г. П. Кашков. – Йошкар-Ола, 1971.- 32с.
3. Йошкар-Ола: вчера, сегодня, завтра. Научно-популярное информационное издание. - Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2004. – С. 13 – 90.
4. Марийские национальные блюда. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1980. – 94с.
5. Марийские народные сказки / сост. В. А. Акцорин. - Марийское книжное издательство, 1984. – 287с.
6. Национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста /под. ред. журнала «Марий Эл – учитель», Йошкар-Ола. - 1994. – 55с.
7. Петрухина, С. Р. Ознакомление детей с марийской литературой. Фольклор и театр/ С. Р. Петрухина. – Йошкар-Ола, 1997. – С. 3 – 13.
8. Соловьёва, Р. И. Марийское народное искусство в художественном наследии Марийской АССР /Р. И. Соловьёва // Вопросы марийского фольклора и искусства, вып. 1. – Йошкар-Ола, - 1977.
9. Софронова, Т. И. Изобразительная деятельность как социально-педагогический фактор приобщения дошкольников к национальной культуре/ Т. И. Сафонова. - Й-Ола, Мар. Инст. Образования, 2000.
10. Софронова, Т. И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т. И. Софронова, В. А. Шабалкина. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд., 2007. – 112с
11. Фёдорова, С. Н. Содержательный материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с марийским народом/С. Н. Фёдорова, С. П. Павлова. – Йошкар-Ола: Информационный издательский центр Госкомстата РМЭ, 2001. – С. 23 – 36
12. Халикова, Г. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю /Г. Халикова //Дошкольное воспитание. – 1988. - №5. – с. 16