Наталья Каипова
Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе
▼ Скачать + Заказать документы
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Публикация «Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ, Выступление на педагогическом часе» размещена в разделах
Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента : изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим. Программа дополнительных образовательных услуг (кружковая работа) позволяет в полном объёме решить данную задачу.
Однако этнокультурное образование не ограничивается кружковой работой. Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Основной формой работы с детьми по данному направлению можно считать кружковую работу. Занятия кружка «Моё Оренбуржье» и «Я - гражданин» проводятся в подготовительных группах один раз в неделю, с подгруппой. На этих занятиях дети знакомятся с историей возникновения Росси и Оренбургской области, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашей области, обогащают знания о животном и растительном мере родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Моё Оренбуржье». Всё чаще педагоги включают проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов является создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепляют свои знания.
Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГТ к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате.
В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов. Через интернет посещают удалённые от нас музеи.
В нашем ДОУ функционирует собственный сайт, который оправдывает себя, как средство взаимодействия ДОУ с семьёй и другими социальными институтами.
Семья является главным источником народных традиций. Поэтому педагоги активно взаимодействуют с родителями, которые помогают собирать экспонаты, для музея, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду.
С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов :
- работает «Школа молодого педагога»
- педагоги участвуют в творческих и профессиональных конкурсах.
И так, для успешной реализации регионального компонента важно создать единую систему, которая даёт более эффективные результаты
- по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;
- позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности;
- даёт возможность гармонично ввести требования ФГТ в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.