Харитонова Татьяна
Национальные игры для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматриваются вопрос использования национальных игр в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях.
В настоящее время актуальной проблемой, стоящей перед обществом, является проблема здоровья детей. Снижается двигательная активность. Дети большую часть времени проводят в статичном положении, что снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития. Одним их эффективных форм работы по физическому воспитанию, развитию физических качеств детей являются национальные подвижные игры, в которых создаются благоприятные условия не только для физического развития, но и для укрепления здоровья и для приобщения детей к традициям родного края. Именно в дошкольном возрасте закладывается укрепляются фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для участия человека в различных формах двигательной активности, что в свою очередь создает условия для активного, направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. В менталитете и культурных традициях якутов здоровье рассматривается как одна из высших человеческих ценностей. Многообразие этнических традиций физического воспитания позволяло якутам жить в социальной, биологической и природной гармонии в суровых условиях Севера. Ребенку необходимо прививать знания, умения через овладение исконно якутскими играми и занятиями, сопряженными с трудовой деятельностью якутского народа, и национальные виды спорта. Мною разработана рабочая программа «бгэ оонньуута», с целью развития физических качеств у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста посредством использования якутских национальных игр.
Публикация «Национальные игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В предлагаемой программе национальные игры квалифицированы по разделам:
• Хамсаныылаах оонньуу (подвижная игра)
• Спортивнай оонньуулар (спортивная игра)
• Остуол оонньуулара (настольные игры)
• Курэхтэьиилээх оонньуу (игры-соревнования).
Применение народных средств физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей в рамках национально-регионального компонента обучения позволяет повысить физическую подготовленность детей дошкольного возраста. Игра – одна из наиболее выигрышных активных форм обучения. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила. Играя, дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Ведь для детей игры – это их непосредственная жизнь, а педагог с помощью игр формирует в них черты характера. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные качества.
На занятиях, при организации игровой деятельности, особое внимание уделяю сложности и разнообразию движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.
Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать нужное решение т. е. обучающиеся приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. В двигательной и умственной активности развивает в ребенке воображение и творческие наклонности. Национальные игры состязания, забавы являются увлекательной и полезной формой воспитания, обучения, досуга также отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях. В зависимости от задач и характера игр, их физических и эмоциональных нагрузок, состава воспитанников, стараюсь включать их во все части занятия.
В подготовительной части, использую игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания детей. Наилучшие движения для этих игр являются ходьба, бег, с несколькими дополнительными упражнениями.
В основной части использую игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности.
Оздоровление детей ведется в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время игр, режимных моментов, взаимодействия с семьей.
Для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями используют различные варианты занятий: традиционные, игровые, сюжетные, занятия тематические с использованием музыкально-ритмических движений, занятия-путешествия. В наше время компьютерные игры, сотовые телефоны глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что очень много детей сейчас проводит много времени за компьютером и не знают как воздействие компьютера может отразиться на наше здоровье; В нашей группе широко используем якутские настольные игры в самостоятельной деятельности. В группе размещены разные настольные игры, сделанные руками родителей. И они очень популярны среди детей.
В заключительной части применяю игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они оказывают содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершению его с хорошим расположением духа. В ходе игры слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам. За дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение.
Таким образом, правильный подбор игры соответственно возрасту, теме занятия, индивидуальным особенностям воспитанников способствует активизации и привитию интереса к физической культуре. Вс это создает комфортную, благоприятную обстановку на занятиях, а это является элементами здоровьесберегающих технологий.
Список литературы:
1. Базисная программа национальных детских садов РС (Я) «Тосхол».2004г.
2. «Кэнчээри» МО РС (Я) - «Программно-нормативные документы по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений»2002 / В. П. Васильева, О. А. Уржумцева, А. В. Анохина.
3. Народная азбука физического воспитания дошкольников в Республике Саха Якутия 2002г – А. В. Анохина, К. Алаас, Ю. П. Баишев
4. бгэлэрбит оонньуулара 1992с /Федоров А. С. /