МААМ-картинки

Национальные костюмы Кильмезского района

Елена Зайцева
Национальные костюмы Кильмезского района
▼ Скачать + Заказать документы

Моя любимая Кильмезь!

Ты так прекрасна, словно сон,

Твои зеленые леса

Колышет ветер в унисон.

Твои обширные поля

Зовут в прекрасный дивный мир,

И солнца яркие лучи

Вновь согревают всем теплом.

Алсу Фазулова

Национальная культура- это история народа. Национальный костюм- это воплощение и выражение культуры и истории через века. Это душа народа, а чтобы понять душу,надо изучить историю и культуру. У каждого она разная и лучший способ увидеть это наглядно, через национальные костюмы. Национальный костюм – вещь неподдающаяся моде. Изучая его, мы изучаем историю наших предков. Каждый человек должен знать свою историю и культуру, чтобы сохранить себя в нашем меняющемся мире. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Публикация «Национальные костюмы Кильмезского района» размещена в разделах

Цель: воспитание интереса к культурному наследию Кильмезкого народа.

• Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории нашего района;

• Познакомить детей с их национальными костюмами.

• Воспитывать чувство патриотизма,социально – правовое равенство,связывающее разные нации и поколения.

• Воспитывать уважение к многонациональной культуре Кильмезского района.

Актуальность: Дошкольный период - самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к родной культуре. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано со своей культурой.

На территории Кильмезкого района проживают русские, татары, марийцы, удмурты и люди других национальностей. В моей группе есть дети разных национальностей и именно поэтому я хочу показать важность культуры каждого народа проживающего на территории нашего района, уважение к её традициям и самобытности.

РУССКИЙ КОСТЮМ

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее надевали мужчины, женщины и дети, и носил от рождения до смерти. Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Само слово происходит от слова «рубить» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась красной тесьмой или вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу через отверстия в одежде и использовалась в качестве оберега.

Кушак На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами и являлся оберегом. А назывался он кушаком. Носили поверх рубахи.

Головные уборы Важной частью женского костюма был головной убор.

Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми.

Головные уборы. Это были кокошники, сороки, чепцы, кички, девичьи обручи и ленты,

а также платки.

Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). Лапти плели из вязового или

липового лыка (одевались они на онучи из сукна, холста).

Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее.

На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. (Увидеть красоту.) Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги).Узор в виде орнамента, т. е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Выбор цвета в костюме. Цвета в одежде отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Белый, красный, синий, чёрный, золотой и зелёный издревле почитались на Руси. Рубаха, обязательно, была белая. Белый цвет означает мир и чистоту совести, поэтому этот цвет ближе всего к телу. Самым любимым цветом был красный. «Красна девица», «Весна- красна», «Красно –солнышко» - красный, значит красивый, радостный. А ещё красный символ солнца, отваги и любви. Каждая губерня и волость выбирала предпочтение своему цвету.

Татарский национальный костюм

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар.. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди, женщины носили однотонные. Верхняя одежда татар была распашной.

К мужским головным уборам относится тюбетейка. Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодёжи, а более скромные – старикам.

Татарский костюм дополнялся узорной обувью – ичиги, читек на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи и бархата. Узорные женские сапожки - читек и башмаки. Вторая пол. 19в. – нач. 20в. Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула ое Повседневной татарской обувью были калоши.

Элементы татарского костюма украшались различными вышивками из нити, бисера или золотой тесьмой. Узоры состояли из различных линий, цветов и листьев, которые брались из окружающей природы. Также национальные татарские костюмы украшались съемными украшениями – это нагрудные (изу, накосные, и украшения для рук.

Самым популярным женским убором был калфак. Девушки носили только калфак, замужние женщины поверх него, выходя из дома, набрасывали лёгкие покрывала, шёлковые шали, платки.

Шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.

У татарского народа существует три вида орнамента:

1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.

Одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом.

Удмуртский национальный костюм

Удмурты носили клетчатые платья, а еще есть и белые. Вначале надевается белая нательная рубаха – дэрем. Она украшена вышивкой по подолу, рукавам и горловине. Подол – это низ платья, горловина – это та часть, которая находится вверху (у горла). Ткань на платье сами ткали, в магазине не покупали, по ночам и вечерам сидели и ткали после работы. Нагрудник – кабачи, который тоже очень красиво украшали монетами и называется он монистой. Кто был богаче, у них на монисте было много монет, а кто был бедный, соответственно и монет было мало. А вот это фартук, по - удмуртски его называют - айшет. Его украшали различными подзорами вязанными крючком, а еще вышивали различные орнаменты или пришивали полоски. Кому как нравится. А на голову повязывают платок – кышет – надевают головное полотенце, а затем платок. На ногах чулки с разноцветным орнаментом.

Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Налобная повязка женщин (йыркерттэт, в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет, конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык).

Среди женских украшений XVIII-XIX вв. главную массу составляли металлические украшения: серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Металлические запястья, браслеты, сплошь украшенные орнаментом, серьги, кольца, цепочки – в большом количестве доставлялись разъездными торговцами. Нагрудные украшения из серебра.

Женщины-удмуртки носили чулки (чуглэс, сшитые из толстого белого или цветного холста, а также связанные из шерсти и портяных ниток. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками

Поверх чулок женщины обертывали ноги портянками из белого холста (бинялтон, которые не доходили до колен и оставляли открытой всю верхнюю часть чулка.

Наиболее распространенной обувью удмурток были лапти (кут). Они отличались от русских лаптей формой и плетением и заканчивались острым носком, который в праздничных лаптях украшался гусиными перьями, полосками из черной клеенки и жести. Мужские онучи (бинялтон) были длиннее и шире, чем женские, зимние были из полушерстяной домотканины. Сапоги считались праздничной обувью, их носили в летнее время, валенки — зимой.

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п.

Марийский национальный костюм

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. Рубаха у женщин достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой. Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие). Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки.

Украшения

Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.

Обувь

В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

Головной убор под названием «шимакш» носили луговые и восточные марийки.

Шимакш (тюрик, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову. Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой («пылышмович»).

В марийской вышивке выделяют узоры растительного, зооморфного и геометрического происхождения. Солнце, деревья, птицы, животные – всё имело магический смысл в древнейших языческих верованиях. Птица является воплощением света и жизни. Изображение дерева, двух птиц или двух животных, стоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Утка является образом женщины, семьи, плодородия. Изображение лебедей выдаёт мечты о красоте, любви и верности. Баран считается одним из святых животных. Вышивая бараньи рога, мастерица желала для себя и для того, кому предназначалась её работа, защиты от зла, нечисти и болезней.

Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.

Он не подвержен влиянию мимолетной моды.

Его мода – традиция, в нем нет ничего случайного, а те цели и символы, что он в себе несет, отобраны многовековым опытом, народным вкусом.

Л. А. Молчанов

Я, ты, он, она, вместе целая страна!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Национальные традиции в детском садуНациональные традиции в детском саду "Национальные традиции в детском саду" Одна из традиций весело проводить новогодние праздники — петь колядки на старый Новый год. Для детей.

Бурятские национальные игры Бурятские национальные игры Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В.

Фотоотчёт о проведении тематической недели «Национальные народные игры и забавы для детей и их родителей»Фотоотчёт о проведении тематической недели «Национальные народные игры и забавы для детей и их родителей» Знакомство детей с народными подвижными играми происходит при проведении прогулок, спортивных праздников и развлечений,НОДах. Большим шагом.

Конспект беседы для детей подготовительной группы «Национальные парки Южного Урала» Цель: формировать знания детей о национальных парках родного края. Задачи: Систематизировать знания детей об Урале, как о родном крае:.

Костюмы к народным праздникамКостюмы к народным праздникам Сейчас постепенно возрождается народная память, мы возвращаемся к родным истокам, вспоминаем народные традиции, народную культуру, восстанавливаем.

Костюмы к Новому годуКостюмы к Новому году В этом году мой сын ходит в подготовительную группу, и как правило в этой группе дети ставят новогоднюю сказку. В этом году сценарий был.

Мордовский праздник «Национальные блюда мордвы»Мордовский праздник «Национальные блюда мордвы» Зал оформлен в мордовском национальном стиле (образцы вышивки, предметы декоративно прикладного искусства, национальные костюмы и красочные.

Отчет конкурса «Национальные костюмы народов Поволжья»Отчет конкурса «Национальные костюмы народов Поволжья» Уважаемые, коллеги!На базе нашего детского сада №112 города Саранска проходил конкурс "Национальные костюмы народов Поволжья". Цель конкурса.

Сказочные костюмы. Работы родителейСказочные костюмы. Работы родителей Сказочные костюмы. Работы родителей. Детский утренник - это важное событие в жизни ребенка. Чтобы создать атмосферу праздника, взрослым.

Тувинские национальные народные игры Тувинские народные игры Игры на пальцах Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Национальные костюмы Кильмезского района
Опубликовано: 19 июня 2016 в 17:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Национальные костюмы Кильмезского района» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зайцева (УИ 657302) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД