Светлана Тронько
Материалы для бесед с учащимися и педагогами «Национальные костюмы народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Национальные костюмы народов Поволжья.
Русский национальный костюм
Женский костюм — это рубаха и сарафан или рубаха с поневой. Поверх рубах надевали сарафан — то строгий, прямой, то пышный, объемный. женский костюм завершали душегрея, либо шугай. Поверх рубах носили нарукавники, шушпан, коротай, навершник, представляющие собой плечевую одежду типа кофточки из различных тканей с богатой отделкой.
Основными частями мужской одежды были рубаха, порты, пояс, сермяга.
Публикация «Материалы для бесед с учащимися и педагогами „Национальные костюмы народов Поволжья“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Рубаха-косоворотка имела цельнокроеные рукава с прямоугольной проймой
Порты—свободной формы, из грубых тканей, часто с рисунком в полоску. Их носили заправленными в обувь. А на ногах носили лапти, плетенные из лыка липы, с обмотками из холста — онучами, которыми обматывали ногу до колена.
Домотканый кафтан из грубого некрашеного сукна назывался СЕРМЯГОЙ. Верхнюю одежду выполняли из грубого холста, сукна естественного цвета. Она была очень проста по крою, иногда без застежек, назапах, подпоясывалась поясом. Зимой носили тулупы из овчины, нагольные или покрытые сверху тканью. Полушубок — короткая зимняя одежда, длиной до колен, приталенная, плотно облегающая верхнюю часть фигуры. Его украшали цветными строчками, кантами, тесьмой.
Традиционная одежда татар как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали. Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна. Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом.
Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли. Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.
Давайте посмотрим, как менялась одежда татарина с его рождения и в процессе взросления. Только родившегося ребенка в ранние средние века татары заворачивали в мягкие выделанные шкурки животных или пеленки из хлопчатобумажной ткани. Заметьте, первую рубашку надевали не раньше, чем через полгода. И уже только в возрасте 3–4 лет детей начинали одевать в одежду очень похожую на одежду взрослых.
Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, — в их одежде в основном использовались черный и синий цвета. Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.
Период зрелости татарских мужчин и женщин отмечался не только максимальным набором украшений, но и изменениями в костюме. Менялся крой обуви, халатов, платьев, головных уборов.
Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.
Традиционным головным убором у мужчин была войлочная шляпа — «калпак». Это шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой. Для аристократии и знати существовал же особый вид «калпака» — представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, обычно, оторачивали тонким войлоком, а снаружи отделывали особенно дорогими материалами — бархатом, атласом.
Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны. Незамужним девушкам принято было носить «такия» — маленькую шапочку из ткани, и «бурек» — шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.
Национальной обувью татар считаются кожаные сапоги. Именно их татары носили повсеместно и всесезонно. Для зимы это были высокие сапоги, с широким голенищем, для лета сапоги делали из сыромятной мягкой кожи с высокими каблуками и загнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией.
Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.
Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения
Народный чувашский костюм.
Большую роль в формировании костюма играло место проживания чувашей, заимствававших детали одеяния своих соседей. Костюм верховых чувашей (вирьял) Чебоксарского района был схож с костюмом фино-угорских народов России- марийцев. В костюме низовых чувашей (анатри, соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цветов. имеется связь костюмов Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок,не характерных для костюма чувашей — салатовых,розовых и желтых.
Костюм рассказывал о статусе, семейном положении, имущественном состоянии, возрасте обладателя.
Одним из основных цветов, используемых в костюмах, был белый, символизирующий священную чистоту. Рубаха белого цвета обязательно надевалась по праздникам. Красный цвет в сочетании с белым также считался символом чистоты. Красный символизировал жизнь, все швы на одежде прикрывались тесьмой этого цвета.
В ХlХ в. чуваши применяли в производстве одежды домотканую пестрядь- ткань из разноцветных ниток. В одеяния из нее стали облачаться на праздники и полевые работы. Это вызывало недовольство у старшего поколения и в некоторых случаях, например, во время цветения ржи, действовал строгий запрет на ношение одежды из пестряди. За несоблюдение запрета нарушителю следовало наказание- одливание 41 ведром холодной воды.
Женские рубахи кроились длиной около 120 см с центральной прорезью на груди, а мужские- 80 см также с прорезью на груди, но с правой стороны.
Набедренники носили в будни и праздники. При их изготовлении использовали нити из шелка и шерсти, вышивали фигуры, напоминающие деревья, листья,цветы. Использовали нашивки. Набедренники украшались бахромой коричневого цвета. Которая придавала живость костюму во время движения.
Костюм девушки смотрелся скромно, в нем было немного вышивки. На рубахеотсутствовали нагрудные узоры и наплечники. Считалось, что невзрачное, но опрятное одеяние сильнее оттеняет красоту и обаяние молодой женщины.
Головные уборы- сурпан,масмак, хушпу, пус тутри, надевали женщины в браке. Головной убор молодой женщины, назывался тухья.
В детском костюме отсутствовали статусное убранство и раскошная вышивка. Рубахи были простыми, из хлопковой или льняной ткани, штаны для маленьких детей шили с вырезом,Штаны для детей постарше- без выреза. Такжешили платья и тулупы.
Нарядная одежда девочек была простой,она декорировалась готовой тесьмой, пришиваемой на подол, либо незатейливым узором. На голову надевали простые украшения из бус и тесьмы. Девочки старшего возраста могли носить расшитое украшение с бисером (сара, крепившееся к поясу сзади.
Ворот рубашки мальчика украшали однотонным орнаментом.
Мужской костюм включал в себя рубаху кепе, штаны (йем, сапого,валенки,шляпу и шапку. Он был гораздо скромнее украшен вышивкой, нежели женский. Но декор был тяжеловеснее. Знаки неба на плечах, огня на груди подчеркивали мужественность и значимость. Халат из домотканной ткани белого цвета назывался шупар. На нем вышивались знаки огня и использовали шелковые нашивки.
Мужской костюм дополнялся шляпами суконными с полями, меховыми шапками селек. Молодые парни носили платок на плечах, как символ того. Что невеста выбрана и скоро состоится свадьба. Девушка прикладывала все свои умения к изготовлению платка и передавала его парню, принимая предложение о замужестве.
Женский костюм включал в себя шейные, наплечные, нагрудные и поясные украшения. Когда то они имели функцию оберегов и талисманов, но со временем стали просто обозначать возраст и социальный статус обладательницы. например, чем тяжелее и разнообразнее была расшивка хушпу, тем зажиточнее считалась владелица. Также носили декорированное серебром и бисером украшение через плечо тевет.
Мордва – это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России и Поволжье. История этого народа наложила отпечаток на все сферы жизни, не исключением стала и одежда.
Мордовский национальный костюм появился на заре развития этой народности среди крестьянского населения, и был наделен некоторыми характерными чертами, такими как специфические разрезы, особые ткани, специально подобранные украшения.
В создании костюма мордвы отразилась самобытность этого народа. Мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Некоторые историки считают создание костюмов такого типа вершиной рукоделия мордовских женщин.
Как правило, ткани для пошива одежды мордовские мастера изготовляли самостоятельно. Для рубах они ткали прочное плотное полотно, для верхней одежды производили сукно и шерстяные ткани. Несмотря на то, что национальная одежда была разделена на два типа, характерных для двух этнических групп, – эрзи и мокши – у нее было много объединяющих черт.
К ним относятся :
основной холст для пошива, вытканный изо льна или конопли белого цвета;
рубаха и верхняя одежда имели прямой покрой;
обязательная вышивка на отдельных элементов шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов;
в качестве украшения использовали бисер, монетки и ракушки;
лапти плелись из лыка;
для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами.
Стоит отметить, что из-за того, что костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или одеть, в зависимости от ситуации.
Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитым вкусом.
Особенно выделяется женский национальный костюм.
Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!
Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя.
Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка, сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.
Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны – поксты.
Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.
Интересен тот факт, что каждая девушка-эрзя должна была изготовить такой пояс к своему совершеннолетию. И потом в течении всей жизни он был ее неотъемлемым спутником. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем.
Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую.
Сверху на панар женщины надевали подобие платья – сарафан или кафтонь-крда.
Также часто носили длинные, почти до колен безрукавки черного цвета, у которых на спине были многочисленные складки.
Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.
Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. В чем же была особенность украшений?
большое разнообразие височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перышками, бусинками.
молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.
волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера.
из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.
нагрудные украшения восхищают своим разнообразием. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.
Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.
Эрзянки предпочитали высокие конусовидные или цилиндрические панго, а мокша носили трапециевидные чепцы. Также использовали головные полотенца или платки. Традиционно женщины не жалели украшений для того, чтобы их убор отличался красотой и разнообразием
По сравнению с женской, мужская одежда не отличалась такой красочностью и разнообразием элементов.
Мордовские мужчины во многом имели одежду подобную и русским мужчинам. Конопляная рубаха (панар) и штаны (понкст) составляли основу мордовского костюма. Для торжественных случаев одевали более изящную рубашку из тонкого льна. Панар никогда не заправляли в штаны, а носили поверх понкст, подпоясав поясом-кушаком.
Кушаку придавали большое значение. Изготовляли его из воловьей кожи, а в качестве украшения использовали пряжку из железа, бронзы или серебра. Пряжка могла быть кольцевидной или сплошной со специальным щитком для крепления к ремню. Украшению пояса уделяли особое внимание. Камни, сложные узоры, металлические вставки были неотъемлемой частью кушака мордовского мужчины.
В качестве головного убора мужчины использовали войлочные шляпы с короткими полями. Вяленые шапки со временем сменил традиционный картуз. Летом спасались от солнца хлопковыми колпаками, а зимой согревались шапкой-ушанкой.
Как женщины, так и мужчины были обуты в лапти. Лучшим материалом был вяз или липа. В торжественных случаях мордва пользовалась сапогами из телячьей или коровьей кожи. Сапоги имели остроносую форму и складчатое голенище. Как и русские, мордва зимой пользовались войлочными валенками.
Перед тем как надеть обувь, ноги обматывали портянками. Обычно их было две пары: верхние для икр и средние для ступней. В холодный сезон поверх портянок зачастую пользовались суконными онучами. Ровные и толстые ноги, обернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки.
Детский костюм мордвы мало чем отличался от взрослого. Только в варианте для девочки имел гораздо меньше слоев и украшений.