Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Татьяна Богомолова
Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре общего недоразвития речи является ведущим дефектом. Для того чтобы его сформировать, нужно понять причины нарушения и выбрать технологии, необходимые для коррекции. В поисках новых форм и методов работы, я познакомилась с технологией наглядного моделирования, где речевой материал подается через наглядно-игровые модели, так у ребенка появляется мотив, желание говорить на определенную тему, а не просто учиться.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре общего недоразвития речи является ведущим дефектом. У детей данной категории бедный словарный запас, наблюдаются аграмматизмы, неправильное употребление в речи падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе. Для того чтобы сформировать лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР, нужно понять причины нарушения и выбрать технологии, необходимые для коррекции.

В поисках новых форм и методов работы, я познакомились с технологией наглядного моделирования,в основе которой лежит принцип замещения: реальный предмет заменяется другим предметом, его изображением или каким-то условным знаком.

Для развития лексико-грамматической стороны речи детей, предлагаю речевой материал подавать с помощью наглядно-игровых моделей, так у ребенка появляется мотив, желание говорить на определенную тему, а не просто учиться.

Представляю свою картотеку, условно разделённую на две части:

1. формирование лексики

2. и грамматики.

Наглядный материал является полифункциональным и открывает широкие возможности для творчества.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

На расширение словаря (предметного, глагольного, словаря прилагательных): •

«Что или кто?» – дифференциация грамматических значений одушевлённости и неодушевлённости («Кто это?» или «Что это?»)

«Что есть у…» — формирование структуры значения слова, умения соотносить предмет и его составляющие (чайник-носик, ручка, крышка, донышко, грузовик-кабина, кузов, руль, колеса)

«Я назову 5 слов» – классификация слов на основе различных семантических признаков («Я назову 5 фруктов, овощей, насекомых…»).

«Времена года» — закреплять знания и представления детей об особенностях каждого времени года (Дети выбирают и называют картинки, которые соответствуют выбранному времени года).

«Бежит-летит» – подбор необходимого глаголов движения, умения их различать (Ворона летит. Кит плывёт. Волк бежит.)

«Наоборот» – слова-антонимы (глаголы: подниматься — спускаться, взять-положить;прилагательные: высокий – низкий, толстый-тонкий, пустой-полный).

«Девочка Женя-Мальчик Женя» — образование форм глаголов женского и мужского рода прошедшего времени (Женя мыла чашку. Женя мыл чашку.)

«Какой, какая, какое, какие» – уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, их согласование с опорой на окончание -ая, -ой, -ое, -ие (поздняя осень, мелкий дождь, пасмурное небо, желтые листья).

На практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:

«Один – много» – дифференциация существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах (брат-братья- много братьев)

«Весёлый счёт» – согласование числительных с существительными. (Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок).

«Ласковые слова» – образование уменьшительной формы от названий предметов (Кукла-куколка, мяч-мячик)

«У Великана» – образование увеличительной формы от названий предметов (нос-носище, рука-ручища, нога-ножища).

«Жадина» – определение рода существительного, согласование с притяжательными местоимениями (мой стол, моя кровать, мои стулья)

«Мама, я тут!» – словообразование слов, обозначающих название детёнышей (мама овца, детеныш ягненок, детёныши ягнята).

«По домам» — употребление предложного падежа имён существительных, образование притяжательных имен прилагательных, согласование их с именами существительными (лиса живет в норе (где живет лиса, нора лисы (чья нора) — лисья нора).

«Профессии мужские и женские» – словообразование слов, обозначающих женский вариант профессии (летчик-лётчица, художник-художница, продавец -продавщица).

• «Потерянный хвост (уши, голова)»- закрепления умения образовывать притяжательные прилагательные, употребления в речи падежных окончаний (заячья голова, заячий хвост, львиная голова, львиный хвост).

«Кукольная школа», «Лицо мальчика»образование формы родительного падежа имени существительных: Что спрятала кукла, чего нет? (локтя, ноги, ладони, ключицы)

«Огород» — образование формы винительного падежа существительного, употребление приставочных глаголов (Я сажаю чеснок. Я посажу баклажан. Свеклу выдёргивают. Картошку выкапывают,

«Бабушкины запасы» — образование относительных прилагательных (варенье клубничное, яблочное, сливовое)

«Рабочий инструмент» — учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д., употребление дательного падежа имён существительных (расчёска нужна парикмахеру, глобус нужен учителю).

«Дикарь и фермер» — закрепление формы винительного падежа, расширение лексического словаря по теме «Дикие и домашние животные» (Фермер пасет корову, лошадь, свинью… Дикарь охотится на зайца, на лису, на белку … на медведя … на кабана)

«Супермаркет» — расширение активного словаря по теме «Продукты питания», закрепление формы винительного падежа (Я куплю колбасу, сыр, бублик, картошку)

«Чудо-ёлка»- учить подбирать существительные к прилагательному, согласовывать существительные с числительными (Красное яблоко, зелёная стрелка, синий самолет. Одна капля, две капли, три, четыре, пять капель)

«Пташки-милашки» — формирование навыка использования пространственных предлогов при построении предложения с использованием схем предлогов. (Синица сидит на пеньке. Воробей отдыхает под ёлкой).

«На поляне» — формирование навыка использования пространственных предлогов, употребление приставочных глаголов движения. (Гусеница подползла к грибу. Бабочка улетела с цветка).

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Цифры
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 27 января 2021 в 15:17
+247Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Соревнования «Зимние забавы»
Зимние забавы 2021 г. Пермь Холодно, морозно нынче во дворе! Так всегда бывает зимою в феврале! Что же детям делать? Как же им гулять? В зимние забавы мы...
Консультация для родителей по ОБЖ «Будь осторожен»
Уважаемые родители! Поговорите с детьми о безопасности жизнедеятельности , об опасности игр на проезжей части и вблизи нее; об элементарных навыках...
Наблюдения за веточками деревьев, помещенных в вазу с водой в разновозрастной группе
Наблюдения за веточками деревьев, помещенных в вазу с водой в разновозрастной группе. Цели: Развивать интерес дошкольников к познавательной...