Приложение МААМ

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование (3 фото)

Боцулко Оксана
Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

• Игра «Назови ласково»

Цель игры : Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры : Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разных размеров. Логопед показывает ребенку большой предмет и говорит: «Это стол». Ребенок должен найти картинку с таким же предметом, но меньшего размера и назвать ее ласково. Если ребенок затрудняется, логопед уточняет: «Большой – стол, а маленький? Как мы его ласково назовем?» Ребенок отвечает: «Столик» и т. п.

Публикация «Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи, Словообразование» размещена в разделах

Лексический материал :

Стол – столик, стул – стульчик, коробка – коробочка, ухо – ушко, глаз – глазик, нос – носик, ковер –коврик, гнездо – гнездышко, рука – ручка, яблоко – яблочко, кошка – кошечка, мяч – мячик, огурец – огурчик, скворец – скворушка, птенец – птенчик, и др.

• Игра «Угадай, чьи это вещи»

Цель игры : Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Ход игры : Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, дочка в шубе, папа в шляпе, дедушка в пиджаке и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, пиджак и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет, например: Это платок бабушки – это бабушкин платок; Это халат мамы – это мамин халат; Это шуба дочки – это дочкина шуба и т. д.).

• Игра «Угадай, чей это хвост»

Цель игры : Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Ход игры : На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Дети должны правильно составить предложение: «Это хвост лисы, значит это лисий хвост» или «Это хвост зайца, значит, это заячий хвост» и т. д.

• Игра «У кого кто или найди маму для детеныша»

Цель игры : Научить детей употреблять в речи названия детенышей животных.

Ход игры : Ребенку предлагается от 8 до 16 картинок, на которых изображены взрослые животные (дикие или домашние) и их детеныши. Логопед дает ребенку задание: «Найди маму для детеныша и скажи, у кого кто?» Ребенок совмещает правильно картинки и говорит: «У кошки – котенок» и т. д.

Лексический материал :

Кошка – котенок, собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, свинья – поросенок, овца – ягненок, крольчиха – крольчонок, волчица – волчонок, лиса – лисенок, медведица – медвежонок, зайчиха – зайчонок, львица – львенок, тигрица – тигренок, лягушка – лягушонок, ежиха – ежонок, мышь – мышонок, верблюдица – верблюжонок и др.

• Игра «Большой – еще больше»

Цель игры : Научить детей образовывать имена существительные с пренебрежительно-увеличительными суффиксами.

Ход игры : Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разного размера. Логопед показывает ребенку любой предмет и говорит: «Это большой хвост». Ребенок находит аналогичную картинку, на которой изображен тот же предмет, но большего размера. «А этот хвост еще больше». Логопед показывает, как правильно нужно образовать слова : ХВОСТ – ХВОСТИЩЕ. Далее ребенок должен сам образовывать слова с пренебрежительно-увеличительными суффиксами: КУЛАК – КУЛАЧИЩЕ, НОГА – НОЖИЩА, РУКА – РУЧИЩА, НОС – НОСИЩЕ и т. д. Если ребенок назвал картинку правильно, он забирает ее себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

• Игра «Эхо»

Цель игры : Научить детей образовывать сложные слова.

Ход игры : Ребенку предлагается образовать новые слова от двух других слов, например, листья падают –листопад; сам ходит –самоход; снег падает –снегопад; мед носит –медонос; вода падает –водопад; звонит попусту –пустозвон; звезды падают –звездопад; сено косит –сенокос; разводит сады –садовод; везде ходит –вездеход; разводит леса –лесовод; база для нефти –нефтебаза; перевозит лес –лесовоз; ходит на атомной энергии –атомоход; сам летит –самолет; пыль сосет –пылесос; воду возит –водовоз.

• Игра «Как назвать того, кто…»

Цель игры : Научить детей образовывать имена существительные мужского рода с суффиксами –щик-, –чик-; женского рода с суффиксами –ниц-, -иц.

Ход игры : Для игры ребенку предлагаются картинки с изображением людей разных профессий. Логопед показывает ребенку на одну из картинок и спрашивает: «Как назвать человека, который варит металл?» Ребенок отвечает: «СВАРЩИК». «Как назвать женщину, которая чертит?» Ребенок отвечает: «ЧЕРТЕЖНИЦА» и т. п. Если ребенок ответил правильно, он забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал :

Сварщик, стекольщик, кровельщик, летчик, разведчик, компьютерщик, экскаваторщик, разносчик, бетонщик, буфетчица, чертежница, танцовщица, разведчица, дрессировщик, дрессировщица, и др.

• Игра «Найди действие»

Цель игры : Научить детей дифференцировать глаголы настоящего времени с приставками.

Ход игры : Ребенку предлагается серия картинок, где совершаются разные действия, которые обозначаются глаголом с одним корнем, но разными приставками. На начальном этапе игры логопед просит ребенка просто правильно показать действие. Например, логопед говорит ребенку: «Покажи, где мальчик подходит к дому», или «Покажи, где мальчик выходит из дома» и т. п. На втором этапе игры ребенок может сам составлять предложения о совершаемых действиях.

Лексический материал :

1. Подъехал, приехал, уехал, переехал, отъехал, заехал.

2. Подошел, пришел, ушел, перешел, отошел, зашел.

3. Подбежал, прибежал, убежал, перебежал, отбежал, забежал.

• Игра «Что из чего сделано»

Цель игры : Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры : Для игры используются картинки предметов, сделанных из разных материалов. Играют от 2 до 4 детей. Ребенку предлагается выбрать понравившуюся картинку и сказать, из чего она сделана, например: «Это стакан из стекла, значит, это стеклянный стакан» и т. д. Если ребенок правильно образует относительные прилагательные, то он забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал :

Стакан из стекла – стеклянный стакан, Шуба из меха – меховая шуба;

Стол из дерева – деревянный стол, Ложка из железа – железная ложка,

Стул из пластмассы – пластмассовый стул, Конверт из бумаги – бумажный конверт и др.

• Игра «Назови листья»

Цель игры : Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры : Для игры используются 2 набора картинок. На одних из них нарисованы различные деревья. На других – листья от этих деревьев. Играют от 2 до 4 человек. Ребенку предлагается найти дерево и лист от него (совместить паззл) и сказать, какой это лист. Например: «Это лист березы, значит, это березовый лист» и т. д. Если ребенок называет лист правильно, то забирает картинку себе, если ошибается – оставляет ее для других игроков. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал :

Лист березы – березовый лист, Лист клена – кленовый лист,

Лист осины – осиновый лист, Лист дуба – дубовый лист,

Лист липы – липовый лист, Лист яблони – яблоневый лист,

Лист тополя – тополиный лист и др.

Фото №1 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Фото №2 Игра Назови ласково Цель игры Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами
Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование
Опубликовано: 20 мая 2020 в 11:24
+240Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование» (включая файлы) размещена пользователем Боцулко Оксана (УИ 1285835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД