МААМ-картинки

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе (24 фото)

Ирина Гурова
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе

«Отвечай быстро»

Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

1 вариант.

На доске перед детьми картинки с изображением зимующих птиц. Дети отвечают на вопросы взрослого предложением:

Взрослый: «У кого красная грудка?» Реб. : «У снегиря красная грудка».

«У кого белые щёчки?»

«У кого твёрдый клюв?»

«У кого коричневые пёрышки?»

«У кого белые бока?»

«У кого длинный хвост?»

«У кого слабые лапки?»

Публикация «Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах

«У кого чёрный клюв?»

«У кого большая голова?» и т. д. и т. п.

Вопросы с усложнением:

«У кого жёлтая грудка и белые щёчки?»

«У кого красная головка и крепкий клюв?»

«У кого круглая голова и большие глаза?»

«У кого красная грудка и чёрные крылья?»

«У кого белые бока и чёрный хвост?»

«У кого коричневые крылышки и тонкие лапки?» и т. д. и т. п.

2 вариант.

Упражнение проводится по аналогичным вопросам, но без опоры на наглядность (по памяти). Дети могут получать фишки за правильные ответы.

«Сравни птиц»

Составление сложносочинённого предложения с союзом «а».

Детям предлагается сравнить двух зимующих птиц. Взрослый кладёт перед ребёнком две картинки с изображением птиц, которых нужно сравнить, и карточку с буквой «А» между ними. Дети составляют предложения, например:

«Ворона большая, а воробей маленький».

«У вороны чёрные перья, а у воробья коричневые».

«У вороны крепкий клюв, а у воробья слабый» и т. д.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе

«Где спрятались птицы?» («Кто где находится?»)

Развитие понимания и употребления простых предлогов пространственного значения.

Материал для игры: игрушки (большая и маленькая ёлки, снеговик, снег (сентипон или вата, птицы).

1. Взрослый предлагает детям поместить игрушечую птичку в разные места: на ёлку, под ёлку, над ёлкой, на снег, под снег, в снег и т. д. Комментирует действия детей.

2. Взрослый сам помещает птицу (птиц) в разные места или прячет их. Дети составляют предложения о том, где они находятся.

«Какой? Какая?»

Развитие умений подбирать признаки

Предварительная работа: наблюдения за птицами на улице, рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, чтение литературы.

Педагог называет птицу (можно показывать картинку, а дети подбирают слова-признаки. За правильный ответ дети могут получать фишки. Выигрывает тот, кто подобрал больше слов-признаков о птицах. В качестве усложнения можно попросить подобрать признаки только о характере птицы или только о её внешнем виде.

Воробей – драчливый, быстрый, удалой, шустрый, боевой…

Сорока – крикливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная…

Ворона – важная, вороватая, сердитая, крикливая… и т. д.

«Кто как голос подаёт?»

Активизация глагольной лексики. Развитие умений подбора слов-действий

Взрослый: «А вы знаете, что птицы могут разговаривать? Каждая птица подаёт свой голос». Идёт обсуждение:

- Как подаёт голос воробей? (Он чирикает)

- А синица и снегирь? (Они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)

- Как свой голос подаёт ворона? (Она каркает)

- А сорока? (Сорока трещит)

- А как подают голос голуби? (Голуби воркуют)

- А сова? (Сова ухает).

После этого можно провести игру с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч, называя птицу, а ребёнок возвращает мяч, называя слово-действие («чирикает») или предложение («Воробей чирикает») в зависимости от поставленный условий.

«Подскажи словечко»

Образование глаголов с разными приставками.

Дети подсказывают слова в рассказе взрослого.

Снегирь из леса….(вылетел, и по городу… (полетел, к дому (подлетел, вдруг в форточку… (залетел, потом из неё(вылетел, от дома (отлетел, мимо детей (пролетел, на кормушку (прилетел,

поклевал крупы и в лес обратно (улетел).

Дети могут подсказывать слова и в аналогичных рассказах о других птицах.

«Весёлый счёт»

Согласование числительных 1-10 с существительными.

Варианты проведения упражнения разнообразны (см. приложение – картинный материал)

1 вариант

«Сосчитай, сколько птиц прилетело на кормушку?» Взрослый предлагает ребёнку сосчитать птиц на картинке или на доске и ответить на вопрос словосочетанием «числительное + существительное»: «Две синицы», «Пять снегирей» и т. д.

2 вариант

«Отгадай, сколько птиц прилетело на кормушку?»

Взрослый выкладывает на доске карточку с цифрой и картинку с изображением птицы. Ребёнок составляет словосочетание «числительное + существительное»: «Три голубя», «Пять воробьёв» и т. д.

3 вариант

Перед ребёнком карточка с изображением 5 «кормушек» с разным количеством (от 1 до 5-10) одинаковых птиц. Ребёнок показывает кормушки по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв» и т. д.

4 вариант

Перед ребёнком карточка с изображением 5 кормушек с разным количеством (от 1 до 5-10) разных птиц. Ребёнок показывает кормушки в порядке увеличения на них количества птиц и составляет словосочетания: «Одна ворона, два голубя, три синицы, четыре воробья, пять снегирей».

5 вариант

Перед ребёнком карточка с изображением одной птицы и расположенными по порядку цифрами от 1 до 10. Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…10 воробьёв».

6 вариант

Перед ребёнком карточка с изображением одной птицы и расположенными не по порядку цифрами от 1 до 10 вокруг неё. Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…10 воробьёв».

7 вариант

«Путаница» или «Исправь ошибку».

Взрослый допускает ошибки в некоторых предложениях и предлагает детям их найти исправить: «На кормушку прилетели….» или «На ёлку сели…»:

4 голубя

5 голубя

2 голубей

3 снегирей

5 снегиря

4 снегиря

6 совы

5 совы

3 сов

2 воробьёв

4 воробья

6 воробья и т. д.

Согласование числительных 1-5 с существительными. Сколько птиц на кормушке?

Ребёнок показывает птиц в порядке увеличения их количества и составляет словосочетания: "Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв". Аналогично с названиями других птиц

Фото «Зимующие птицы»
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме  в старшей группе - фото
Фото №1 Отвечай быстро Употребление существительного в родительном падеже с предлогом У согласование прилагательного с существительным в роде и числе

Ребёнок показывает птиц в порядке увеличения их количества и составляет словосочетания: «Одна ворона, два голубя, три синицы, четыре воробья, пять снегирей»:

Фото №2 На доске перед детьми картинки с изображением

Согласование числительных 1-10 с существительными.

Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…. 10 воробьёв). Аналогично упражнение проводится с другими птицами.

Зимующие птицы зимующих птиц Дети отвечают на вопросы взрослого предложением Взрослый У кого красная грудка Реб У снегиря красная грудка Конспекты занятий по развитию речи Зимующие птицы Зимующие птицы Конспекты занятий Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие речи Речевое развитие детей Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая авторская дидактическая игра февраль У кого чёрный клюв У кого большая голова и т Упражнение проводится по аналогичным вопросам но без опоры на наглядность по памяти Дети могут получать фишки за правильные ответы

Согласование числительных 1-10 с существительными

Цифры расположены не по порядку. Ребёнок показывает их по порядку от 1 до 10 и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…. 10 воробьёв):

Сравни птиц Составление сложносочинённого предложения с союзом а Детям предлагается сравнить двух Конспекты занятий зимующих птиц Взрослый кладёт перед ребёнком две картинки с изображением птиц которых нужно сравнить и карточку с буквой А между ними

Составляем предложения с «маленьким словом» (предлогом) «НАД», по картинкам, например, «Ворона летает над деревом» и т. д. Определяем количество слов в каждом предложении: «Какое первое слово? Какое второе слово? … Сколько всего слов?

Фото №3 Дети составляют предложения например Ворона большая а воробей маленький

Дополнительный материал, развивающий зрительное восприятие, внимание, мышление, графические умения

Найди и соедини линиями одинаковых птиц. Назови их.

Фото №4 У вороны чёрные перья а у воробья коричневые

Найти одинаковых синиц. Соедини их линиями.

Фото №5 У вороны крепкий клюв а у воробья слабый и т

Найти одинаковых снегирей. Соедини их линиями.

Фото №6 Где спрятались птицы Кто где находится

«Четвёртый лишний» Какая птица лишняя и почему?

Фото №7 Развитие ребенка Фото №8 Материалы для педагогов Развитие понимания и употребления простых предлогов пространственного значения
Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста «Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» Речь занимает.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР «Знатоки» Задачи приоритетной области (развитие речи): Коррекционно-образовательные: I.- Обогащение, уточнение, активизация, актуализация словаря.

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР План - конспект занятия с использованием интерактивной доски. Организационная информация Тема урока «Признаки осени» Предмет, занятие Развитие.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных. Учить составлять по образцу сложносочиненные предложения с.

Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы» .

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы» ТЕМА: «Зимующие птицы». ЦЕЛИ:Коррекционные: - уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении; - формировать понятие «зимующие.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде» Открытое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической.

Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ Правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 19:03
+222Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 132.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД