Юлия Шеварева
Народная музыка в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Для работы с дошкольниками в произведения фольклора включаются доступные детям явления, выражаются разнообразные эмоции, используются различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни.
Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонации в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения слов в песнях. Например, песня «Дождик», «Божья коровка», «Петушок».
Публикация «Народная музыка в жизни ребенка» размещена в разделах
В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество. К ним можно отнести: мелодическое движение, ладовую организацию звуков, метроритмические соотношения, темп, динамику, изобразительность и выразительность.
Познания детьми выразительных возможностей народной музыки представлены в мотивах, мелодиях, подражающих реальному звучанию окружающего, а также в мотивах, мелодиях, сопровождающих игровые, плясовые движения ребёнка.
Одна из сложных задач – петь без сопровождения (а капелла). Решать эту задачу эффективнее при помощи народной музыки. Знакомя детей с народной музыкой, обязательно нужно раскрывать художественный образ, добиваться того, чтоб он дошёл до каждого ребёнка.
Народная музыка включается в различные виды досугов, проводимых с детьми (Колядки, Проводы зимы – встреча весны).
Задания, составленные на основе музыкального фольклора, развивают творческую активность у дошкольников (подбери необходимую мелодическую линию, разнообразь ритмическую сторону песни, исполни громко, тихо, быстро, протяжно, легко и т. д.).
Знакомство с народным музыкальным искусством включает и обучение детей игре на народных музыкальных инструментах (трещётке, ложках, рубеле, бубенцах). Уже в глубокой древности они развивали у детей координацию движений, чувство ритма, интерес к музыкальной деятельности. Игрушки-инструменты являлись посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры. Доступность народных инструментов и лёгкость игры на них приносит детям радость.
Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами, но и привить любовь к родной природе, чувствовать её, соприкасаться с ней. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, («Петушок»). Очень любят дети небылицы, в которых развиваются события совершенно нереальные. Они развивают у ребёнка чувство юмора, а также логическое мышление («Небылицы»).
В игровых и плясовых песнях можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, и даже разыгрывание действия по сюжету песни.
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Их отличает высокая художественность напевов и поэтических текстов, в сюжетах отражён быт, красота природы («Игра в медведя», «Золотые ворота»).
Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный и увлекательный характер процесса