Лучший педагог года

Народные игры в детском саду

Елена Карачевцева
Народные игры в детском саду

«Народные игры в детском саду»

Народные обряды, игры, праздники вызывают все больший интерес у специалистов самых разных областей знаний. Ученые, педагоги стремятся понять сущность, особенности, возможности народных игр в современных условиях. Укаждой национальной, этнической и культурной группы свои народные (традиционные) детские игры, имеющие и в настоящее время большую культурную и образовательную ценность.

Публикация «Народные игры в детском саду» размещена в разделах

Детские игры – составная часть традиций каждого народа. Под традициями понимаются явления материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающиеся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Народные игры – элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода. Исходя из этого, знакомить детей с народными (традиционными) играми в современном детском саду целесообразно во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями региона, в котором они бытуют.

Именно такой подход, приобщит ребенка к традициям, народной культуре, воспитает поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

Как не вспомнить слова пушкинской Татьяны: «Мне скучно, поговорим о старине».

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками.

К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков.

И молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть.

Наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек типа «Тетрис», ребенку совсем не помешает иметь представление о счете на камешках, узелках, о русской или какой-либо другой народной песне.

Не секрет, что во все времена воспитание происходило на конкретных примерах. Так мать или бабушка, обучая девочку рукоделию, часто сопровождала работу песней:

Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

носи, Дуня, не марай, не марай,

по праздникам надевай, надевай!

А отец и дед обучали мальчиков резьбе по дереву или плетению лаптей с мудрой поговоркой или присказкой: «Эх, лапти мои, да лапоточки мои». Дети ценили труд взрослого и свой, всегда гордились своими умениями.

Как же сделать так, чтобы через традиционные игры познакомить детей с историей и культурой русского народа?

Дети – самый доброжелательный народ : им даешь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что нужно.

Игра – специфическая неутилитарная, объективно развивающая способности индивида деятельность животных и человека. У животных (высших млекопитающих, в том числе у приматов, наблюдаются индивидуальные игры, носящие характер экспериментирования с предметами, с самим собой (ловля хвоста, например, а также совместные игры : борьба, погоня, удержание, передвижение, нарочно затрудненное самим субъектом, оспаривание предмета или места пребывания.

Всегда присутствует особая эмоциональность играющего, которую можно определить как игривость и комфортность его внешнего облика и поведения, а у человека еще и состояние увлеченности (азарта) и приподнятого «состояния духа», радостного чувства сопричастности к общему игривому настроению. В человеческом обществе различают игры взрослых и детей. Игру как деятельность, отличную от других, определяет то, что ее мотив лежит в ней самой.

Принцип единства аффекта и интеллекта в полной мере выражает себя в игре.

Игра является практической формой размышления человека (ребенка) об окружающем мире, прообразом теоретической деятельности.

В игре формируется и реализуется символическая функция мышления.

Эти особенности роднят игру с творчеством, придают ей поисковый, познавательный характер.

Для взрослых характерны игры личного свободного времени, возникающие обычно по инициативе играющего субъекта: «интеллектуальные», азартные, спортивные, а также игры-хобби, обучающие, в т ом числе деловые, компенсационные, тренинговые, спортивно-зрелищные и празднично-традиционные, инициатива в которых принадлежит организатору игры. Показатель инициативы в игре часто имеет переменный характер.

В культорологии разновидностей и деятельности, определяемой в качестве игры, значительно больше: это и война, и политика, и многие другие формы соперничества и выражения амбиций.

Слово «игра» в литературе и бытовой речи используется с различными смысловыми оттенками: играть своей судьбой и судьбами других, взглядом, в детские игры, на бирже, жить играя, занимать игровую позицию и т. п.

Сферы искусства – театральная игра во всех ее видах, игра на музыкальных инструментах, игра красок, света и тени.

Игра – это не настоящее, а нечто условное, модель, некоторая замысловатость. Для нее характерны вероятность результата и его необязательность. Не всегда игра является игрой: она может утратить свою основную сущность в случае смещения мотива на получение нормативного результата, т. е. когда она перестает быть самостоятельной деятельностью и превращается в действие (способ действия) в структуре иной деятельности. Например, в условиях учебной деятельности игра преобразуется в игровое действие, игровой момент. В спортивной игре смещение мотива происходит при введении денежного вознаграждения, что формирует профессионализм, т. е. превращение игры в труд, для тех, кто играет, при том, что для зрителей

игра остается игрой.

История игр

Первыми, по-видимому, возникли игры-экспериментирования и различные двигательные игры типа борьбы, догонялок, оспаривания предметов. Они свойственны именно детям (детенышам). В играх-замещениях поза, действие и предмет выполняли свою знаковую (символическую) функцию.

В этом смысле детская игра – существенный вклад в развитие знаковой культуры человечества. На основе символических игр могли появиться игры типа сюжетно-ролевых, расцвет которых пришелся ко времени сложившегося первобытного общества. Процесс ритуализации сюжетно-ролевых (символических) игр ведет к обобщению их сюжета в правило.

Постепенно из сюжетно-ролевых складывались традиционные игры, которые приобретали черты этнокультурного явления нормативного типа. Дальнейшая история развития игровой деятельности связана с появлением ритуальной, тренинговой и адаптационной функций, что сделало их важнейшим воспитательным средством, этнокультурной традицией.

В Европе в 16 веке появляются так называемые дидактические игры, содержание которых было близко народным и давало возможность выбора, экспериментирования, соревнования и, главное. – новых проявлений инициативы.

Сегодня игра продолжает свой культурно-исторический путь, вертикаль ее развития представлена в репертуаре современных игр. Разработана относительно полная классификация детских игр. Основанная на системообразующем принципе выделения инициативы зачинателя игры.

Игра приобрела статус развивающей детской деятельности, функционально моделирующей перспективы развития личности в онтогенезе.

Классификация игр

Психологический критерий инициативы, побуждающий к игре, позволяет выделить три класса игр:

возникающие по инициативе ребенка (детей) – самодеятельные;

обучающие, проводимые по инициативе взрослого с образовательной

и воспитательной целями;

основанные на исторической инициативе этноса – народные, или

традиционные, устраиваемые пр предложению взрослого или старших

детей.

Каждый из перечисленных классов, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игры-экспериментирования и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-отобразительные,

сюжетно-ролевые, режиссерские).

Это класс наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которое проявляется в постановке себе и другим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, ярко представляют игру как форму практического размышления на основе их знаний об окружающей действительности, значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом.

Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание ее подпитывается опытом других видов деятельности и содержательным общением ребенка со взрослым.

Второй класс включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др.) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, а также театрально-постановочные игры (не игры в театр, а сам театр). Все они могут быть и самостоятельными, но никогда самодеятельными, поскольку в их основе – выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Часть из них представляет собой определенный вид тренинга. Досуговые игры в значительной степени тяготеют к празднично-игровой культуре.

Воспитательное и развивающее значение подобных игр огромно.

Они формируют культуру игры, служат естественной формой передачи детям знаний в дошкольный период жизни; способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно, наряду с другими видами деятельности составляют основу самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные яркие впечатления. Эти игры знакомят с культурой досуга, праздника.

Народные или традиционные игры третьего класса исторически сформировали многие игры, относящиеся к обучающим и досуговым.

Предметная среда их так же традиционна, как они сами, и чаще представлена в музеях, чем на детских площадках. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию универсальных родовых психических способностей (сенсомоторная координация, произвольность поведения, символическая функция мышления и др., а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Культура игры

Игра, значение которой в жизни дошкольника Л. С. Выготский сравнивал с девятым валом, в младшем школьном возрасте становится деятельностью, рефлексирующей приобретаемые ребенком знания. В подростковом возрасте игра – арена мифологизации знаний и чистилище ценностей взрослеющего человека. Уже с момента рождения ребенок устремлен в будущее.

Он будет овладевать культурой взрослого мира, в котором живет.

Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех празднично-игровых акциях, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия.

Празднично-игроавя культура заявляет о себе не только в пышных формах карнавала, всенародного гулянья, игровых телепередачах – игра становится и сама по себе праздником, когда откликается на радостное состояние души участников. Она входит как праздничный или досуговый элемент во многие счастливые моменты человеческой жизни.

Традиционные игры часто выступают тем содержательным и желанным мотивом праздничного действа, которое может быть связано с событиями, происходящими в рамках семьи, дружеского совместного отдыха, календарного рубежа.

Празднично-игровая культура уходит своими корнями в далекое прошлое, когда игры, которые мы сейчас именуем традиционными, выполняли функцию специфического образовательного пространства для детей и молодежи. Это ценнейшее образовательное пространство обеспечивало всестороннее воспитание, наличие зоны ближайшего и перспективного психического, в том числе личностного развития, и необходимый минимум (возможно, максимум) образованности подрастающего поколения.

Что такое народная игра

Народными мы называем как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства.

Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка через рефлексию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.

Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности.

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формитровало привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляли собой состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука и различные ритуальные танцы.

Характер игр зависел от географической среды обитания: у кочевников были распространены забавы с элементами верховой езды, у племен, живших у водоемов, - с плаванием, греблей.

Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества. Которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений. Воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы и законы физики. Они разнообразны. Развлекательны и эмоциональны.

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Кроме того. Они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Многие исследователи отмечают такие особенности народных игр, как высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движений со словом, образность содержания. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.

Пожалуй, нет сомнений, что подвижные игры необходимы для физического развития ребенка. Они содержат едва ли не все естественные движения человека, сочетаемые в самых различных и постоянно меняющихся комбинациях: бег, ходьба, прыжки, метание (лапта, скакалка, горелки, городки).

Подвижные народные игры возникали свободно, продолжительность их была регламентирована, правила складывались по общему уговору участников игры : сколько раз забить мяч, сколько шагов сделать, куда можно убегать, сколько человек надо поймать, как наказать проигравшего (не поймал мяч – пробеги десять шагов). Сегодня мы с вами играем в эти игры и не задумываемся, откуда они к нам пришли, какую ценность имеют.

Хотелось бы обратиться к вам – людям, воспитывающим младшее поколение: не забывайте народные игры.

Игра – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания сближают, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не закрыл глаза - выходи из игры, не добежал до черты – нарушил правила и т. д.).

Задача взрослого – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Нравственные качества, сформированные в игре. Влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры.

На помощь приходят мудрые народные считалки.

Игра является способом познания окружающего мира. Малыши знакомятся с животными, птицами, насекомыми, их действиями, движениями, звуками, местом обитания.

Например, можно привести некоторые игры :

Волк и овцы

Пасу, пасу овечек недалеко от речки,

волк за горою, серый за крутой

и днем и ночью рыщет, моих овечек ищет.

А я волка не боюсь, батожком оборонюсь,

кочережкой отобьюсь!

Пастух и волк

Пастух-пастушок, заиграй в рожок!

Выгоняй скотинку на зеленую равнинку:

овечку – на речку, свинку – под осинку,

козочку – под горочку, коровку – в дубровку,

лошадку – на травку.

Игры отражали быт народа. Так, если отец или дедушка приносил из леса зайчика. Лису, то хвост добычи служил забавой для маленького ребенка. Появились игры «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок».

Огромное познавательное значение для ребенка имели самодельные игрушки из разных материалов (дерево, глина, камень, кость). Играли ими дети начиная с двухлетнего возраста. Старшие ребята или взрослые мастерили их специально для маленьких с любовью и душой. Сделанные из дерева, они согревали и успокаивали малыша. Свистульки, дудки, рожки, помогали развивать слух, игрушки типа мельницы, волчка, юлы знакомили с элементами техники. Игрушек было мало, и дети ценили и берегли их.

Старшие дети 6-8 лет сами мастерили себе игрушки, сначала подражая взрослым, затем придумывая что-то свое. Мальчики при помощи ножа вырезали из куска полена разных зверей: мишек, зайчиков. Игрушки были очень качественными и выразительными, некоторые из них дошли до наших дней. Девочки больше были с мамой или бабушкой и всегда помогали по хозяйству: шить, вязать, варить. Они рано брались за иглу, шили куклам платья; играли в «дочки-матери», «свадьбу», «посиделки».

Сопровождались забавы русскими песнями, которые ребята слышали от старших. Наши дети сегодня играют молча. В редких случаях можно услышать современные песни, но они не отражают быта людей.

Возрождение народных праздников с применением игр стало характерным явлением в нашей стране в последние десятилетия. Для современных педагогов, психологов, исследователей стала бесспорной необходимость привлечения исконно русских игр в повседневную жизнь малыша, возрастающая в связи с преобладанием в сфере культурного досуга западных веяний.

Традиционные (народные) игры доступны для детей начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны они и для взрослых. Поэтому возвращение этого вида деятельности очень важно и нужно в воспитательном процессе детского сада.

Публикации по теме:

Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт)Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт) Масленица - самый веселый,шумный,народный праздник. Празднуют его всю неделю,и каждый день недели имеет свое название,которое говорит о.

Дидактические игры для детей 5–6 лет в детском садуДидактические игры для детей 5–6 лет в детском саду Дидактическая игра – это прекрасный способ развития и обучения ребенка в игровой форме. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослый.

Дидактические игры по Фэмп в детском садуДидактические игры по Фэмп в детском саду Дидактические игры по ФЭМП в детском саду. Игра- основной вид деятельности для дошкольника, в результате которой он познает мир.   Она.

Дидактические игры со счетными палочками в детском саду.Дидактические игры со счетными палочками в детском саду. Актуальность: Счетные палочки это богатейший материал для развития математических способностей детей, а также они способствуют развитию.

Фотоотчет «Настольные игры в детском саду»Фотоотчет «Настольные игры в детском саду» Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладываются.

Игры и конкурсы в детском саду на 23 февраляИгры и конкурсы в детском саду на 23 февраля В материале представлены педагогические идеи по разработке мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества. Материал может быть полезен.

Игры и конкурсы в детском саду на 8 МартаИгры и конкурсы в детском саду на 8 Марта Материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам при организации мероприятий в детском саду, посвящённых 8 Марта. Чтобы праздник.

Куклы для сюжетно-ролевой игры в детском садуКуклы для сюжетно-ролевой игры в детском саду Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Особое внимание в ДОО.

Летние игры в детском саду-фотоотчётЛетние игры в детском саду-фотоотчёт Лето – чудесное время года. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Деревья пышно убраны в яркие.

Музыкально-дидактические игры в детском саду Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры в детском саду
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 15:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД