Фолимонова Наталия Владимировна
Народные подвижные игры и хороводы
▼ Скачать + Заказать документы
калмышкая народная игра «Забрасывание белого мяча, Цеть: развивать слуховое восприятие, внимание, ориентировку
пространстве.
остракры. В центре небольшой площадки вбивают палку (высота 1 м, наряжают ее в куколку. Играют две команды. Один из итрокоз, которому дано право закидывать мяч, отделяется от группы и забрасывает мяч как можно дальше. В это время все играющие, закрыв глаза, тихо стоят и слушают, куда упадет мяч. Услышав стук мяча о землю, дети бегуг искать его. Тот, кто найдет мяч, должен незаметно передать его игроку своей команды, а соперники стараются отнять его. Победу одерживает та группа, представитель которой донесет
Публикация «Народные подвижные игры и хороводы» размещена в разделах
мяч до куколки.
Правила: нельзя подсматривать и долго задерживать мяч в руках.
Разбегаться и искать мяч можно только после его отскока.
Тувинская народная игра «Солнце»
Задача: развивать творческие способности, внимание, повышать двигательную активность.
Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:
Нянь-нянь (хлеб,
Кежи-кежи (нож).
Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.
Правила: выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.
В ОСПИТАТЕЛЯ
еложение
89
Хакасская народная игра «Тройной пьяок»
задача: развивать умоние прыгать с продвижениси вперед, вни.
мание.
18)
На снегу проводится черта, играющие становятся за нео. По оче-редн они прыта от итто, в етеред: в первых двух прижках пры оче-
Водной ноги на другуо в третьем прыжке приземляются на обеноги. выигрывает тот, кто прыгнул дальше.
Правила: начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только
указанным способом.
Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. в каждое звено входят от 2 до 4 чел. Все дети одного звена выходят «черге одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать.
Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.
Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.
Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок»
Задача: развивать внимание, ловкость.
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбира-юг «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» оторва-лись (отстали или неправильно выбежали за «иголкой» из круга или Восжали в круг, эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки.
Правила: выигрывает тройка, которая двигается быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. «Иголка», «нитка», «узелок» Нержатся за руки, их надо, не задерживая, пропускать, выпускать из круга и сразу же закрывать его.
Бурятская народная игра «Волк и ягнята»
Задача: развивать ловкость, быстроту движения.
Ительменская народная игра «Рыбаки и рыбки»
Задача: развивать ловкость, ориентировку в пространстве.
Дети становятся в тесный кружок, и один ребенок считает:
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок, Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!
По считалке выбираются двое детей «рыбаки», остальные «рыбы». Они ведут хоровод и поют :
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья - не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнезда не заводят,
А детей выводят.
Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб».
Правила: пойманные «рыбаками» «рыбы» (которых взяли в захват) составляют с «рыбаками» невод. Они присоединяются к «рыбакам» и ловят оставшихся «рыб».
Подвижная игра народов Севера «Ловля оленей»
Задача: развивать меткость, быстроту движений.
Подвижная игра народов Севера «Льдинки, ветер
и мороз»
задача: развивать ловкость, внимание, умение быстро догово-риться.
§
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят,
Дзинь, дзинь.
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-«льдинки» разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила: выигрывают дети, у которых в кругу оказалось боль-щее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
Подвижная игра народов Севера «Сокол и лиса»
Задача: развивать внимание, точность движений, быстрогу ре-
акции.
*
Выбираются «сокол» и «лиса». Остальные дети -.
«соколята».
«Сокол» учит своих «соколят» летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные
92
движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка «соколят» бежит за «со-колом» и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения «сокола». В это время вдруг выскакивает из норы «лиса».
«Соколята» быстро приседают на корточки, чтобы «лиса» их не за-метила.
Правила: время появления «лисы» определяется сигналом веду-щего. «Лиса» ловит только тех, кто не присел.
Татарская народная игра «Перехватчики»
Задача: развивать ловкость, быстроту.
* * *
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В сере-дине, лицом к детям, находится водящий. Дети хором произносят слова :
Мы умеем быстро бегать, Любим прыгать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что нас не поймать!
По окончании этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из за-пятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила: водящий ловит игроков, прикасаясь к плечу рукой. За-пятнанные отходят в условленное место.
Малоподвижная марийская игра «Пчелы»
Задача: развивать двигательную активность, умение выполнять действия сообща, выразительность речи.
*
Двое играющих становятся неподвижно, изображая улей. Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и поют (произносят) :
Маленькая в улье чашка,
Вкусная в ней кашка.
Есть хочется,
Да лезть не хочется.
Пчелы злы, кусасты,
Мстят они ужасно,
Жужжат хорошо,
Провожают далеко.
Один из детей «матка». Он подходит к улью и просит:
Пчелы серые, синекрылые,
По чистому полю летайте,
Ко сырой земле припадайте,
Летите-летите за сладеньким.
VHSTO
«Пчелы» отвечают «матке» :
Мы по полю летали,
По-турецки лопотали,
Медок собирали.
А в улье узор вышивали
Без иголок, без узлов,
После этого рассерженная «матка» подходит к улью и валит детей на землю. Сама убегает и прячется. Пчелы ищут «матку» и жужжат.
Когда находят, жужжат ей в уши.
Правила: «пчелы» бегут искать «матку» только после того, как она спрячется. Матка валит детей осторожно, чуть прикасаясь.
Удмуртская народная игра «Водяной»
Задача: развивать ловкость, быстроту.
*
Очерчивается круг. Это пруд или озеро. Выбирается водящий («водяной»). Играющие бегают вокруг «озера» и повторяют слова:
«Водяного нет, а людей-то много». «Водяной» бегает по кругу («озе-ру») и ловит играющих, которые подходят близко к «берегу» (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила: «водяной» ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают «водяному».
Русская народная игра «Стадо»
Задача: развивать память, внимание.
jaga"
pebi
ппевал
Од
Бе.
A
держ
Играющие выбирают «пастуха» и «волка», а все остальные «оВЦы». Дом «волка» в саду, а у «овец» два «дома» на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха» :
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок.
Травка мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погуляй на воле.
«Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу «пастуха» «Волк!» все «овцы» бегут в дом на противоположную сторону площадки. «Пастух» встает на пути «волка», защищает стадо. Все, кого поймал «волк», выходят из игры.
Правила: во время перебежки «овцам» нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. «Волк» «овец» не ловит, а дотрагивается до них рукой. «Пастух» может только заслонять «овец» от «волка», но не должен задерживать его руками.
Русская народная игра «Челнок»
Задача: развивать умение соотносить действия свои и других де-тей, двигательную активность, соотносить движения с пением.
Участники игры встают двумя шеренгами друг против друга.
Ребята одной шеренги поднимают руки и образуют «воротца». Они запевают песню - загадку (проговаривают слова) :
Бежит маленький бесок,
Суется в частенький лесок,
В кусточек ныряет,
Хвосточек теряет.
Под песню дети второй шеренги проходят под «воротцами», подражая движению ткацкого челнока между нитями. Затем дети встают напротив друг друга.
Один из участников приговаривает:
Бело полотно наткали,
А потом и вышивали тонко бело полотно!
Дети поют (проговаривают) песню, изображая движениями содержание строк:
В первый раз вышивали красно солнце с лучами,
Красно солнце с лучами, с теплыми облаками;
Второй раз вышивали чисто поле с кустами,
Чисто поле с кустами, с рыскучими зверями;
В третий раз вышивали сине море с волнами,
Сине море с волнами, с белыми кораблями.
Середку украшали лазоревыми цветами.
Дети берутся за руки, образуя круг. Идут по кругу, изображая цветок.
Правила: слова надо произносить дружно, движения производить синхронно.
Русская народная игра «Волк»
Задача: развивать двигательную активность.
Все играющие - «овцы», они просят «волка» пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Он отвечает:
«Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплите, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:
Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку.
Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик,
ЯД O FINDATIORT
Серому волку грязи на лопату.
«Волк» бежит по поляне и ловит «овец». Пойманный становится «волком», игра возобновляется.
Правила: гуляя по лесу, «овцы» должны расходиться по всей по-ляне.