Папки-передвижки

Народные традиции и обычаи в воспитании детей

Кузнецова Ольга
Народные традиции и обычаи в воспитании детей

Воспитание – важнейшая функция человеческого общества. На ранних стадиях развития человечества воспитание носило примитивный характер и осуществлялось в процессе совместной практической деятельности взрослых и детей. Необходимость в передаче накопленного опыта была жизненно необходимым явлением. Известно, что народные традиции являются ведущим фактором воспитательного процесса.

Публикация «Народные традиции и обычаи в воспитании детей» размещена в разделах

Опыт воспитания детей, приобретаемый народом, постоянно дополнялся, совершенствовался, обогащался, передаваясь из поколения в поколение. Таким образом, в процессе общественного развития, у каждого народа складывалась определённая педагогическая культура, получившая название народной педагогики. Именно её имел ввиду К. Д. Ушинский, когда говорил: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание, воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Эта почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно» [3, с. 167].

По мнению Н. Г. Волкова «традиционная педагогическая культура народа – это та сфера материальной и духовной культуры, которая в первую очередь, связана с воспитанием детей». Она выражается в колыбельных и игровых песенках, в подвижных играх, детских игрушках, в одежде, в произведениях устного народного творчества, традиционных праздниках и других элементах жизни народа.

Прекрасным примером использования традиций народной педагогики является теоретическая и практическая деятельность В. А. Сухомлинского. Он старался возродить народные обряды и традиции, популяризировать народное искусство, дорожил народными правилами приличия и манерами хорошего тона. Обстановка в школе Сухомлинского была максимально приближена к той, в которой жили сами дети. Дети совместно со взрослыми придумывали и рассказывали сказки, решали народные загадки-задачи, по пословицам писали сочинения, отмечали народные праздники.

Отсюда следует, что одним из важнейших факторов воспитательного процесса являются народные традиции. В словаре В. Даля имеется такое определение: «традиция – это то, что сложилось исторически и предается из поколения в поколение письменно или устно (идеи, взгляды, знания и т. п.)». Традиция – это установившийся порядок поведения, обычай.

Традиции и обычаи реализуют единые функции. Они являются средством сохранения отношений, которые утвердились в конкретном обществе и средством воплощения отношений в жизни новых поколений.

Обычаи и традиции являются механизмами преемственности поколений. Они связаны между собой отношениями взаимодополняемости и взаимопересечения и не действуют изолированно друг от друга. И традиции, и обычаи связаны с теми видами человеческой деятельности, где обретают свое конкретное существование (искусство, религия, наука и др., а также с историческими особенностями развития. Обобщая, можно сделать вывод о том, что народные традиции поддерживают связь эпох и поколений, и являются культурной парадигмой, т. е. определяющим способом восприятия культурной эпохи [1, с. 102]. И чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

У каждой народности свои обычаи, традиции, обряды, но многие из них встречаются и у других народов. Это говорит о родстве культур, об общих чертах народной педагогики.

Мордовский народ представляет собой этническую группу со своей культурой и традициями. Этническая культура – это та культура, в основе которой лежат материальные и духовные ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Она проявляется во всех областях жизни этноса, повседневном быту, устройстве жилища, одежде, языке, воспитании детей, на ее формирование оказывают влияние природно-климатические, исторические, социально-экономические факторы. Специфика духовной культуры этноса и его психический склад, т. е. привычки, обычаи, обряды, стереотипы поведения зависят и от географических условий.

В становлении этнической культуры важную роль играет язык этноса, способствующий формированию чувства социальной идентичности. Общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, в нем опосредованно материализуется историческая память. Мордва являются одним из крупнейших представителей финно-угорской языковой ветви. По численности она уступает лишь венграм и финнам.

Традиционная обрядность мордвы представляет самобытное явление. Её корни уходят в глубокую древность. Этническая территория мордвы располагается в близи границ Европы и Азии, на рубеже лесов и степей, где сталкивались племена, расы, цивилизации. Это наложило свой отпечаток на обычаи и обряды мокши и эрзи, они впитали в себя элементы культуры разных народов, испытывали влияние различных религий [2, с. 73].

Являясь отражением общественно-бытового уклада, трудовой деятельности, знаний о жизни и природе, этнических, нравственных представлений о народе, обрядность является важным фактором сохранения и развития этнического самосознания мордвы.

В научной литературе традиционно обряды разделяли на две большие группы: календарные, связанные с трудовой деятельностью, и семейные – свадебные, родильные, поминальные. В последние годы некоторые ученые стали подвергать сомнению подобную классификацию, мотивируя это тем, что термин семейные и календарные являются понятиями разного порядка и во многом перекрещиваются. Они предлагают разделить обрядность на календарную или сезонную и обрядность жизненного цикла.

Народы в своем историческом развитии создали высокую педагогическую культуру. И ребенок занимал в ней важное место.

Любовь к детям – закономерное явление, свойственное всем народам. В мордовской семье детей ласкали и играли с ними. Но при этом подчеркивалось, что любовь к детям должна быть разумной, баловство, потакание их капризам осуждались. Предостережений подобного рода много: «Избалованный ребенок – не кормилец», «Выучишь сына – будешь с сыном, избалуешь - наплачешься», «Балованный ребенок и на четвереньках не устоит» и другие.

Забота о ребенке и его благополучии в мордовской семье начиналась задолго до его рождения. Например, беременной женщине в желанной пище отказывать было недозволенно. Бытовали и запреты магического характера. Так, будущей матери не разрешали посещать больных, присутствовать на похоронах, смотреть на калек, бить животных. Считалось, что это может отразиться на здоровье и жизни ребенка. В основе этих запретов был рациональный смысл. Будущей матери также советовали вести спокойный образ жизни, избегать житейских неприятностей, выполнять только посильную работу, например, в поле.

Первые обряды, совершавшиеся над новорожденными, имели цель передать ему физические и духовные качества родителей и близких. Повитуха принимала ребенка в рубаху отца или деда со словами: «Пусть как отец будет трудолюбив и счастлив, пусть как долго живет». Девочку повитуха парила березовым веником, чтобы росла красивой, а мальчика - дубовым, чтобы рос сильным.

Вера в передачу тех или иных качеств личности через вещи и предметы в своей основе суеверна и относится к периоду первобытной магии. Появление ребенка в мордовской семье связывалось со светлым и радостным чувством. С вводом христианства над новорожденным совершали православный обряд крещения, который заканчивался крестинным столом.

При первом укладывании ребенка в люльку туда клали различные предметы для мальчиков и девочек, с которыми родители хотели в будущем связать жизнь детей.

Все названные обряды и благопожелания были наполнены стремлением вырастить достойного человека.

Уход за ребенком в мордовской семье был тщательным, насколько позволяли условия. Приблизительно до года его обязательно купали каждый день. Детское белье старались прокипятить раз в неделю.

Были предметы, надлежащие только детям: детский горшочек для каши (идень сяконя, деревянное корыто для купания (идь очка, детское полотенце (идень нардама, детская чашечка (идень шаваня). Мордовский народ стремился соблюдать элементарную гигиену новорожденного и вырастить здоровое поколение. Тщательно продуманная система ухода за ребенком в младенческом возрасте создавала благоприятные условия для дальнейшего воспитания, развития и социализации.

По мере того, как ребенок рос, в его мир входили колыбельные песни, пестушки, прибаутки, потешки, а затем загадки и сказки. Чтобы вступить в мир взрослых, ребенку необходимо было овладеть определенной информацией, способствующей воспитанию, обучению, развитию и успешной социализации.

Ребенок рос, и постепенно в его жизнь входили более сложные игры, трудовая деятельность, обычаи, традиции. Все это становилось основой мировоззрения, национального характера.

В мордовской народной педагогике глубоко осознавался процесс воспитания. О значении воспитания мордовские пословицы говорят: «Умеешь детей родить, умей их и «вырастить», «За ребенком нужен глаз», «Человек не гриб, за деньги не вырастет», Не та мать хороша, которая тебя родила, а та, которая тебя воспитала», «За каждым ребенком столько забот, сколько у него волос».

В народе часто говорили : «Одинаково дети рождаются, но не одинаково воспитываются». Формирование уважительных отношений в семье зависит от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от проникновения во внутренней мир.

Мордовский народ процесс воспитания не сводили к кормлению и уходу за ребенком. Воспитание считали ответственным и трудоемким делом, необходимым и сложным процессом. В нем постоянно подчеркивали мысль о необходимости не просто вырастить ребенка, а сделать его человеком (то есть сформировать личность, чтобы он стал образцом для подражания.

Таким образом, народные традиции являются важным фактором воспитательного процесса. Использование народных традиций в воспитании имеют приоритетное значение в формировании гармонично развитой личности.

Возрождение национальных традиций - необходимый элемент в существовании этноса. До тех пор, пока будут жить народные традиции – будет жить народ, язык его и достоинство.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков»Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций Донских казаков. Задачи: • Закрепить знания детей о жизни и.

Консультация  «Рождественские обычаи и традиции в России» Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные традиции и обычаи в воспитании детей
Опубликовано: 19 марта 2024 в 10:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД