Настольно-печатная дидактическая игра «Собирайка!»

Алёна Амарцева
Настольно-печатная дидактическая игра «Собирайка!»

Методические рекомендации по использованию настольно – печатной дидактической игры «Собирайка

Настольно-печатная дидактическая игра «Собирайка!»

Дидактическая игра «Собирайка решает задачи по расширению запаса образов, формированию их динамических характеристик и обобщению, а также по становлению способности к применению образов в высших формах памяти и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Представленные методические рекомендации предназначены для учителей – логопедов и воспитателей, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Образная память формируется на ранних этапах развития ребенка и необходима для запоминания и сохранения воспринятых образов. В игровой деятельности дошкольник знакомится с объектами живой и не живой природы, которые остаются в его памяти. Образную память Петровский А. В. определил, как память на представления, на картины природы и жизни, а так же звуки, запахи и вкусы. Данный вид памяти взаимосвязан с другими высшими психическими функциями, к которым так же относится и речь.

У детей имеющих нарушения речи, в частности общее недоразвитие речи III уровня, наблюдается снижение психических процессов, к которым относится образная память. В исследованиях Глухова В. П., Овчинниковой Т. С., Лауткиной С. В., Воронковой А. П. обозначены особенности образной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Развитие образной памяти и ее особенностей достигается с помощью дидактических игр. Это обучающие игры, которые помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Разработанная настольно –печатная дидактическая игра направлена на развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Данная игра предполагает использование специального наглядного материала, который разделен на лексические темы (транспорт, профессии пап, день защитника Отечества, зимующие птицы, 8 марта, профессии мам, прилет птиц, малая и большая родина, день космонавтики, весна).

Требования к наглядному материалу:

1. Отображает реальность изображаемых объектов (предметов, для формирования четких, полных образов.

2. Изображенные объекты доступны при восприятии и красочны, вызывая эмоциональный отклик у ребенка.

3. Наглядный материал прочен и качественен, потому что дети будут собирать, рассматривать, приклеивать картинки.

Игровой материал настольно – печатной дидактической игры состоит из:

-Панно (размер А3). На одной его стороне изображена какая – либо среда, соответствующая лексической теме, а так же таблица, состоящая из трех ячеек. Оборотная сторона панно чистая.

-Разрезные картинки. Они соответствуют лексической теме в количестве от 5 до 16 штук, разделенные на 4, 6, 8 равных и не равных частей.

-Схематичные картинки. Они соотносятся с разрезными картинками и средой, изображенной на панно. Количество данных картинок варьирует от 4 до 12 штук.

-Разноцветные маркеры основных цветов (6 штук).

- Фишки красного и желтого цвета.

Настольно – печатная дидактическая игра могут использовать учителя – логопеды на любом занятии как индивидуальном, так и подгрупповом. На индивидуальном занятии педагог может использовать игру для автоматизации звуков в словах, предложениях, тексте. На подгрупповом занятии логопед может использовать игру на этапе «закрепление полученных знаний». Первые два занятия (первая неделя) посвящены адаптации дошкольников, чтобы у них выработался темп работы по сбору разрезных картинок. Во время сбора картинок педагог беседует с детьми о том, что изображено, задает вопросы о функции этого объекта. Следующие 2 занятия (вторая неделя) направлены так же на адаптацию детей, но на них дети уже действуют со схематичными картинками, устанавливают связи. В дальнейшем на каждой недели отводится одно занятие на сбор разрезных картинок и одно на установление связей между схематичными картинками. Добавляется одно занятие, на котором детям предлагается придумать рассказ, нарисовать определенный объект, запомнить продемонстрированную раскрашенную схематичную картинку. Такая схема использования настольно – печатной дидактической игры является преемственной.

Структура настольно – печатной дидактической игры «Собирайка включает обучающую (дидактическую) задачу по расширению запаса образов, формированию их классифицированности, совершенствование связей между зрительной и вербальной сферами, причинно – следственных и временных связей, развитие мотивации в деятельности и последующие применение образов в высших формах памяти (произвольной памяти и опосредованном запоминании). Содержание игровой задачи заключается в сборе разрезанных картинок, на которых изображены знакомые ребенку объекты и прикрепления их на специальный лист (панно, где изображена какая – либо среда, характерная для данного объекта в реальной жизни, если это возможно. На обратной стороне панно дошкольник так же прикрепляет целые схематичные изображения объектов, отображая их во взаимосвязи с другими. Взаимосвязь схематичных картинок ребенок изображает стрелками, с помощью маркера. Расположение всех объектов может быть различным, так, как ребенок видит это сам, так же ребенку необходимо придумать рассказ или сказку по схематичным картинкам. Кроме этого ребенок может прикреплять дополнительные схематичные картинки, которые он знает или может дорисовать их сам. Исходя из вышеизложенного игровые действия следующие, сбор разрезанных картинок, прикрепление их и схематичных изображений объектов, рисование стрелок маркером между схематичными объектами, дорисовывание объектов маркером. В данной игре присутствуют правила, которые запрещают прикреплять на панно не правильно собранные картинки, необходимо называть изображенный объект, который получился в результате сбора. По окончанию игры «Собирайка подводится результат (итог, где отмечается каждый ребенок путем подсчитывания количества собранных картинок и после подсчета дети получают фишки желтого цвета, количество которых равняется количеству собранных и прикрепленных картинок. Схематичные картинки представляют взаимосвязь. Ее оценивает сам педагог и самостоятельно раздает фишки красного от 1 до 3 каждому ребенку.

Кроме учителей – логопедов эту игру могут так же использовать воспитатели в непосредственной образовательной деятельности для развития коммуникативных навыков на индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах организации обучения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Чудо-пуговка»Дидактическая игра «Чудо-пуговка» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ШНУРОВКА «Чудо- пуговка» Настольно-печатная игра для детей 3-7 летнего возраста. ВИД ИГРЫ: Дидактическая игра «Чудо.

Дидактическая игра «Собери пуговицу»Дидактическая игра «Собери пуговицу» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПУГОВИЦУ» Настольно-печатная игра для детей 3-7 летнего возраста. ВИД ИГРЫ: Дидактическая игра «Собери пуговицу»:.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Найди отличия
  • Овощи
Автор публикации:
Настольно-печатная дидактическая игра «Собирайка!»
Опубликовано: 12 октября 2014 в 16:38
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 октября. День тренера

Свой профессиональный праздник сегодня отмечают спортивные наставники. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы увлечь ребенка спортивной темой и стать для него первым тренером.

30 октября. День подготовки зверей к зиме на МААМ

Зима уже не за горами, дни уменьшаются, а на улице холодает. Пора рассказать ребятам о том, какие изменения в природе происходят в это время года, как готовятся к зиме дикие животные. Предлагаем посвятить...

Перспективный план занятий по сенсорике с детьми раннего возраста (от 1,5 до 2 лет)...
ОКТЯБРЬ Великаны и лилипуты Цель. Знакомство величиной, со словесным обозначением величины: маленький, большой. Развитие внимания Игра с сенсорным...
Сценарий развлечения в младшей группе «В гости к осени»
Сценарий развлечения в младшей группе «В гости к осени» Цель: доставить детям радость. Программные задачи: Образовательные: закреплять...
Буктрейлер по книге Шарля Перро «Красная Шапочка»
Буктрейлер ( англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов в...