Папки-передвижки

Гиперопека детей как форма отклоняющегося поведения в дошкольном возрасте: причины и последствия

Северчукова Марина
Гиперопека детей как форма отклоняющегося поведения в дошкольном возрасте: причины и последствия

"ГИПЕРОПЕКА ДЕТЕЙ КАК ФОРМА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ : ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ"

Северчукова М. В.,

Шавкова А. В.

Аннотация: из социальных факторов, воздействующих на социализацию ребенка, следует выделить семью, которая является ключевым условием оптимального социального, психосоциального развития ребенка и наиболее часто выступает источником нарушений возрастного психического развития. В данной статье рассматривается проблема чрезмерной опеки над детьми со стороны родителей, как одной из основных форм девиантного поведения. Описаны причины отклоняющегося поведения и возможные последствия.

Публикация «Гиперопека детей как форма отклоняющегося поведения в дошкольном возрасте: причины и последствия» размещена в разделах

Ключевые слова: семья, ребенок, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, гиперопека.

Семья является главным и основным институтом воспитания и развития ребенка. Те качества личности, которые ребенок приобретает в семье, остаются у ребенка на протяжении всей жизни. Связано это с тем, что период становления ребенка как личности происходит именно в семье, в которой он приобретает нормы и образцы поведения, принятые обществом. При этом следует отметить, что ни один другой социальный институт не сможет нанести столько вреда ребенку как семья. Все зависит от стиля воспитания, семейных правил и традиций. Многие зарубежные и отечественные исследователи считают основной причиной отклоняющегося поведения является гиперопека со стороны родителей.

Отклоняющееся поведение ребенка принято также называть девиантыным поведением ребенка, что подразумевает некоторые поступки либо действия, которые не соответствуют принятым в обществе правилам и нормам. К девиантному поведению ребенка относят в основном проявление агрессии, отклонение от учебы, неспособность к самовыражению, упрямство, чрезмерная самоуверенность, склонность к воровству и т. д.

В раннем детстве, в период дошкольного воспитания, во многих семьях любовь к своему ребенку чрезмерна. Довольно часто родители не замечают этого, окружая своего ребенка гиперопекой, выполняя все желания ребенка и решая за него любые проблемы. Другими словами, это называют гиперпротекцией, которое проявляется в стремлении одного или двух родителей обезопасить от минимальной или мнимой опасности. В данном случаи родители начинают жить жизнью ребенка, открывают для него любые возможности, решают, как ему жить, с кем дружить, куда ходить. При возникновении жизненных вопросов ребенка, родители не предоставляют ему возможности разобраться самостоятельно, а лишь дают готовый ответ. Как ребенку действовать, вести себя в той или иной ситуации определяют тоже родители, четко под их контролем. Казалось бы, что плохого в том, что родители проявляют заботу о своей ребенке, показывают свою любовь, но подобное отношение является опасным для дальнейшего развития малыша.

Ребенок под постоянным контролем родителей лишается собственной воли, все действия определяются наперед семьей. Они определяют, что ему есть, какую одежду надевать, что и как ему делать – после нескольких лет таких указаний ребенок полностью перестает быть самостоятельным и становится зависимым от мнения, решения родителей. В дальнейшем это отражается на всех сферах существования ребенка. Он становится неспособным завести друзей, начать диалог, не знает, как вести себя в той или иной ситуации, а любой социальный конфликт воспринимается как трагедия. Будучи взрослым человеком уже, отсутствуют способности к самоопределению, выбору профессии, построению отношений. Родители же, желая своему ребенку только хорошее, при этом совершают главную ошибку воспитания – крепко привязывают к себе своего ребенка.

Многие родители просто не замечают, насколько много заботы и контроля постоянно испытывает ребенок. Многие исследователи и психологи объясняют такое поведение взрослых различными причинами, основные их которых это желание быть «идеальными родителями» и заканчивая душевными травмами, то есть не достатком внимания, любви в своем детстве. В любом случае каждый из родителей должен понимать, что в период воспитание своего ребенка, они ответственны не только за правильное воспитание своего ребенка, но и его дальнейшее существование. Именно то, что было вложено в ребенка в детстве, определяет каким будет человек будучи взрослым.

Специалисты выделяют целый ряд признаков, по которым можно говорить о проявлении гиперопеки :

- постоянные запреты на выполнение каких-либо действий, которые, по мнению родителей, могут негативно влиять на самого ребенка. Определение рода деятельности ребенка, лишение его права выбора является наиболее выраженным признаком гиперопеки, так как распространяется и сопровождается в течение всей жизни ребенка. Характерно это для любого возраста, так, например, когда ребенок тянется за игрушкой, мама берет ее и сама дает ребенку, хотя находится игрушка в доступном месте, то есть ребенку не нужно прилагать усилия чтобы ее достать, за него это сделает родитель. Или другая ситуация, в дошкольных учреждениях при подготовке к обучению в начальной школе детям даются домашние задания для самостоятельного выполнения, но родители хотят больше своих детей получить одобрение со стороны воспитателя и выполняют работу за ребенка. Таких примеров огромное множество, их суть состоит в том, что любые действия за ребенка выполняют родители, которые не предоставляют возможности ребенку для самореализации, не позволяют понять все трудности жизни, хотя именно выполнение этих проблем формирует опыт, черты характера, стремление достичь определенного результата;

- отсутствие доверия. Также является немаловажным признаком проявления гиперопеки. Для многих родителей формирование доверия к своему ребенку является сложной задачей, которая не решается даже со временем. Конечно, постоянно доверять своему ребенку и не проверять его деятельность не нужно, но, и беспокоить ребенка, спрашивать где он, с кем он, когда вернется домой не стоит, так как это может сопровождаться дополнительной лживостью, неуверенностью в принятии решений.

- тотальный контроль деятельности ребенка приводит к негативным последствиям и сопровождается постоянными конфликтами. Контроль действия ограничивает деятельность ребенка, на основе чего развиваются внутренние комплексы, нарушается процесс становления характера, поведенческих особенностей и т. д. ;

- учет мнения ребенка. Само мнение, видение ситуации, предположения ребенка являются второстепенными. Ребенок будет делать так, как сказал ему взрослый. Предоставление возможности для выражение собственного мнения- правильная тактика родителей в плане воспитания. Отсутствие этой возможности нарушает воспитательный процесс;

- неумение отказывать. Довольно часто можно наблюдать картину, когда ребенок манипулирует своими родителями, показывая свои капризы, слезы. Делается это с той целью, когда ребенок не хочет что-то делать и знает, что за него все сделают родители, которые, не желая лишний раз портить настроение ребенка, выполняют те действия, которые входят в обязанность своего чада.

Все эти признаки присутствуют в каждой семье, отлична только степень выраженности и проявления их. Последствия чрезмерной опеки со стороны родителей могут быть различными. Некоторые, будучи уже взрослыми вырываются на «свободу» и стараются наверстать упущенное. Проявляется это также с разной стороны, в некоторых случаях это может сопровождаться опасностью. Некоторые люди полностью меняют свою внешность, работу, учебу, пытаются построить свою жизнь с учетом того, что им не хватало в жизни будучи ребенком. Другими последствиями гиперопеки может быть элементарная неприспособленность взрослеющего ребенка к жизни, что отражается в его чертах характера, а именно:

- отсутствие собственного мнения, даже если имеется какое-либо несогласие, недовольство сложившейся ситуации, никто отстаивать свою точку зрения не будет, а лишь согласится и примет это как должное;

- проявление различных видов зависимостей. Это касается не только вредных привычек, но также и зависимости от другого человека, его мнения, поведения, что сопровождается в дальнейшем подражанием выбранного авторитета ;

- отсутствие самостоятельности и уверенности в своих силах и возможностях. Это касается не только бытовой жизни, но и тех моментах, когда необходимо брать ответственность за совершенные поступки;

- слабо развитые коммуникативные навыки сопровождаются сложностью в общении. У таких людей наблюдается стеснительность, скованность, боязнь показать себя публике, проявить свои таланты, способности;

Воспитание в семье закладывает главные твердые черты характера ребенка. Чрезмерная опека может сделать дальнейший жизненный путь более сложным и запутанным. В первую очередь это должны понимать сами родители и работать над своим воспитательным процессом. Родитель должен всегда слушать своего ребенка, помогать ему, если видит, что без его помощи ему не обойтись, руководствоваться не только собственными правилами и амбициями, но и прислушиваться к своему ребенку, учитывать его интересы.

Родители иногда сами понимают, что их постоянный контроль, влияние негативно влияет на их ребенка, однако исправить ситуацию самостоятельно неспособны. Тогда можно обратиться за помощью к специалистам. Довольно часто гиперопеку относят к одному из видов морального. Причиной проявления гиперопеки может быть личностные страхи, фобии у самих родителей, которые возникли у них в период их детства. В этих случаях трудно переубедить взрослого в некорректности его воспитательного процесса, но опытным специалистам это под силу. Дополнительно к этому потребуется еще работа с самим ребенком, так как до определенного момента у него уже сложились психологические установки, проблемы, которые проявляются в скрытности, коммуникативных трудностях и других условных отклонениях.

В заключении хотелось бы отметить, что каждый родитель должен давать объективную оценку достоинствам и недостаткам собственного ребенка, и соответственно давать обратную связь. Основным принципом родителей, по которому воспитательный процесс будет гармоничным, является: «Ты должен научиться справляться со своими трудностями сам, а если у тебя не получится – я рядом». Гармоничные отношения предполагают, что с возрастом опека будет уменьшаться, и будет выполнена основная задача воспитательного процесса – научить ребенка жить и быть успешным без родителя.

Список литературы

1. Дзукаева В. П., Садовникова Т. Ю. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 52–63.

2. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.

3. Капустин С. А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20).

4. Серых А. Б., А. А. Лифинцева. Влияние факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность психотерапии детей и подростков // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2(14). – С. 91-96.

5. Шумаков, В. М. Факторы риска и проблема ранней профилактики патологических нарушений поведения у детей и подростков. // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. / В. М. Шумаков, Г. В. Скобло, Т. М. Сокольская. - Л. ЛНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1986. - С. 164-166.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Гиперопека детей как форма отклоняющегося поведения в дошкольном возрасте: причины и последствия
Опубликовано: 28 марта 2022 в 11:26
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД