МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Елена Логвенкова
Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Научная статья. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Логвенкова Е. Г.

LogvenkovaE. G.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

The development of fine motor skills in children middle school age

Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Детский сад комбинированного вида».

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Place of work : Municipal budget preschool educational institution Kindergarten №16 "Sooty" generally developing form to the implementation of the priority activities of artistic and aesthetic direction of pupils.

Аннотация: в данной статье приводятся результаты изучения мелкой моторики у детей среднего возраста и особенности ее развития.

Abstract : the results of the researching of middle aged children s fine motor skills and some special aspects of their development are presented in this article.

Местожительство: город Кемерово.

Place of residence : the city of Kemerovo.

Ключевые слова: мелкая моторика, движения, критерии оценки мелкой моторики, упражнения.

Keywords : fine motor skills, motion, criteria of fine motor skills, exercises.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Большое внимание исследователи уделяют роли мелкой моторики в развитии речи (М. И. Аксенова) [1].

А. В. Запорожец указывает, что в младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами [3].

В психолого-педагогической литературе проблема развития мелкой моторики рассматривается в разных аспектах и для разных групп детей (с нарушением интеллектуального развития, с нарушениями речевого развития, но представляемые исследователями подходы носят обобщенный характер, не раскрывающий особенности развития мелкой моторики детей в конкретной возрастной группе, в частности - в средней. Это обусловило цель исследования: изучить особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста и разработать рекомендации по их развитию.

В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [2].

Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.

Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.

Основными критериями оценки мелкой моторики, выделенными нами на основе анализа научной литературы, являлись:

- статическая координация;

- динамическая координация;

- скорость движений;

- сила движений;

- сопровождающие движения.

Для изучения мелкой моторики детей нами был использован тест Н. И. Озерецкого, включающий комплекс диагностических заданий, позволяющий оценить все показатели развития мелкой моторики.

Результаты исследования мелкой моторики показали, что у детей среднего дошкольного возраста статическая координация развита в целом лучше, чем динамическая.

Наименее сформированными компонентами мелкой моторики у дошкольников 4-5 лет являются координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук.

Каждый уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста имеет свои отличительные характеристики. У преобладающего большинства детей среднего дошкольного возраста мелкая моторика развита недостаточно.

Поскольку результаты проведенного нами обследования показывают, что наименее развита у средних дошкольников динамическая координация, а в частности, такие ее показатели как координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук, то нам было важно в первую очередь учесть это при разработке рекомендаций по развитию у детей среднего возраста мелкой моторики.

Для развития координации движений целесообразно использовать такие задания и упражнения:

- расстегивание и застегивание пуговиц;

- завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков;

- перекладывание мелких предметов;

- плетение из ниток различных поделок;

- аппликации;

- конструирование;

- лепка, рисование и штриховка;

- пальчиковая гимнастика;

- массажные упражнения.

Развитию силы тонуса рук детей среднего дошкольного возраста могут способствовать используемые педагогами и родителями такие задания и виды деятельности:

- работа со штампами;

- лепка из пластилина, глины;

- работа с бумагой (мять, рвать, разглаживать, резать);

- использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ежики);

- работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание);

- изготовление поделок из природного и бросового материала.

Развитию силы рук дошкольников помогают :

- работа со шнуровками;

- использование игровых предметов (пирамидка, матрешка);

- нанизывание бусинок;

- пальчиковые игры;

- мозаика;

- конструкторы;

- складывание разрезных картинок;

- игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров);

- выкладывание узоров из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте необходимо осуществлять целенаправленно. Для этого могут быть использованы разные средства : продуктивные виды деятельности, упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, самомассаж, массаж, игры, графические упражнения.

Эффективность работы по развитию мелкой моторики зависит от количества и качества тех упражнений, которые проводятся с детьми. При их подборе важно учитывать индивидуальные особенности детей, выстраивать упражнения по нарастанию сложности, сочетать упражнения и задания, направленные на статическую и динамическую координацию движений и т. д.

Литература

1. Аксенова М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова / Дошкольной воспитание. - 1990. № 8. - С. 62-65.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения / С. Е. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.

3. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. - М. : Астрель, 1990. - 320 с.

Публикации по теме:

Влияние тестопластики на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика»? Что такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

Анкетирование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? - Да - Затрудняюсь.

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста на 2017–2018 учебный год Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 2017-2018 уч. г. Сентябрь 1. Подготовить для родителей.

Развитие мелкой крупной и моторики у детей дошкольного возраста Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Педагог-психолог Геркова Ольга Романовна, детский сад №77 «Аистенок»,.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители,.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Дошкольный возраст самое благоприятное время по развитию мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский В современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук очень важное и актуальная тема. Она обусловлена необходимостью формирования всесторонне-развитой, творчески-активной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 17:24
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД