Екатерина Тимофеева
Научно-практическая конференция «Проектная и учебно-исследовательская деятельность как условие развития УУД учащихся»
▼ Скачать + Заказать документы
С е к ц и я Д О У
М Б Д О У Д С № 4 0 «К о р а б л и к»
Тема: «Формирование основ экологической куль-туры детей через поисково-исследовательскую дея-тельность как предпосылки универсальных учебных действий»
«Я буду так вводить малышей в окружающий мир,
чтобы они каждый день открывали в нём
что-то новое, чтобы каждый шаг был
путешествием к истокам мышления и речи –
к чудесной красоте природы.
Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец
рос мудрым мыслителем и исследователем,
чтобы каждый шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Научно-практическая конференция „Проектная и учебно-исследовательская деятельность как условие развития УУД учащихся“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Многие люди неграмотны в вопросах биологии, у многих детей и подростков не сформированы элементы экологической культуры, многие не понимают, как взаимодействуют биосистемы и живая природа с неживой. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Практическое взаимодействие с предметно-природной средой – это поисково-исследовательская деятельность, то есть детское экспериментирование. Деятельность экспериментирования пронизывает все виды деятельности детей, в том числе и игровую, и является основой универсальных учебных действий (УУД). Таким образом, универсальные учебные действия детей дошкольного возраста – это интеграция специфических видов детской деятельности (игра, коммуникация, познание, чтение литературы, художественное творчество, труд).
В нашем детском саду созданы условия для поисково-исследовательской деятельности : имеется зимний сад, в котором много разнообразных растений, обитают птицы, комната-лаборатория для экспериментов «Эврика», в которой есть необходимое оборудование, предметно-развивающая среда, на участках имеется место для организации трудовой деятельности (клумбы, в библиотеке методического кабинета есть художественная, художественно-познавательная литература и разнообразные энциклопедии из серии «Царство животных» и др., в группах имеется оборудование для художественного творчества.
На базе нашего детского сада была организована экспериментальная площадка с 2010г. по 2013г. на тему: «Формирование исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста через экологическое воспитание». В процессе работы экспериментальной площадки был создан в каждой группе миниогород на подоконнике – «Огород круглый год», где дети выращивали лук, укроп, сладкий перец, ухаживали за растениями. Все этапы работы дети фиксировали с помощью художественных средств.
Также наш детский сад работает с эколого-биологическим центром по формированию экологической культуры. С преподавателем из центра работают дети подготовительных групп. Это даёт возможность расширять кругозор, знания детей об окружающем мире, умение работать со схемами и условными обозначениями. Дети учатся устанавливать биологические взаимосвязи от простых до сложных.
Современные методические пособия в большинстве своём рассчитаны на деятельность со старшими дошкольниками, но психологами доказано. что сензитивный период для организации опытно-экспериментальной деятельности начинается для детей с 4-х лет. Поэтому в связи с этим в ДОУ была создана творческая группа из педагогов разных возрастных групп для работы в этом направлении. В эту группу вошли три человека: Никифорова Ирина Геннадьевна – воспитатель средней группы, Тимофеева Екатерина Викторовна – воспитатель старшей группы и Казначеева Наталья Леонидовна – воспитатель подготовительной к школе группы.
Каждый педагог работал в определённой тематике по формированию экологической культуры и в результате этой деятельности появилось три проекта. Никифорова Ирина Геннадьевна начала в начале года работу над проектом «Мир растений», который разделился на два микропроекта «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений» и «Золотые семена». Тимофеева Екатерина Викторовна работала над проектом «Вода, вода, кругом вода», который разделился на микропроекты «Источник жизни» и «Акваиллюзион». Казначеева Наталья Леонидовна работала над проектом «Летят белые снежинки», из которого появился микро проект «Академия зимы». Итогом этих проектов стали открытые мероприятия по экспериментированию в старшей группе № 4, педагог Тимофеева Екатерина Викторовна, тема: «Вода-волшебница» и в подготовительной к школе группе № 8, педагог Казначеева Наталья Леонидовна, тема: «Почему снег белый?».
Вся деятельность педагогов творческой группы имеет определё нную ступенчатую структуру: организованная форма обучения – совместная деятельность детей и воспитателей – самостоятельная деятельность детей. Особенно хочется выделить самостоятельную деятельность детей, потому что «то, что ребёнок делает сам, при этом видит и наблюдает результаты своих действий, усваивает прочно и надолго» О. В. Дыбина.
В работе по формированию универсальных учебных действий через поисково-исследовательскую деятельность перед педагогами творческой группы стояли следующие задачи:
личностно ориентированные: развивать исследовательские умения и навыки: - задавать вопросы и отвечать на них; - собирать необходимую информацию (источники – объекты и места наблюдений, художественная и художественно-информационная литература, беседы с воспитателями, просмотр мультфильмов, видеофильмов, иллюстрированных книг, плакатов); - делать первые выводы и умозаключения; - представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакаты, листовки, коллажи, скульптуры, сочинения сказок, рассказов, загадок и др.);
образовательные: ввести детей в мир природы: - познакомить с живой и неживой природой; расширять представления об объектах и явлениях неживой природы; дать знания о взаимосвязи объектов живой и неживой природы; научить самостоятельно добывать знания посредством эксперимента; способствовать: = формированию элементов экологической культуры, развитию речи детей; дать знания об уходе за живыми объектами природы; развивать любознательность, мышление, наблюдательность, познавательный интерес;
воспитательные: воспитывать: культуру поведения и общения в природе, осознанное бережное отношение к природе, желание заботиться о живых объектах.
В октябре в детском саду прошёл конкурс поделок из природного материала, созданных совместно с родителями, «Золотая осень в гости к нам пришла», в старшей группе № 4 в совместной деятельности педагога и детей был создан альбом «Времена года».
Учитывая потребность детей в новых впечатлениях, неудержимую тягу ко всему неизвестному, неподдельное удивление и восторг, по поводу новых открытий в хорошо знакомых объектах живой и неживой природы, мы стремимся поддерживать инициативы каждого ребёнка, развивать его любознательность. Для этого педагоги творческой группы используют в своих проектах дидактические игры с элементами экспериментирования, цель которых – развивать познавательную активность, умение сравнивать и делать простые выводы, способствовать расширению представлений о свойствах и качествах природных материалов (воды, воздуха, песка, глины, соли, снега и т. д.).
В результате такой деятельности у детей развиваются инициативность, сообразительность, пытливость, наблюдательность, критичность, самостоя-тельность, любознательность. Формируется диалектическое мышление (способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, умение анализировать, делать выводы и умозаключения). Расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия, развивается собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Такая работа поможет детям в дальнейшем обучении в школе, сформированность речи, умение анализировать, самостоятельно добывать знания по средствам поисково-исследовательской деятельности и интеграция деятельности детей дошкольного возраста составляют основу формирования универсальных учебных действий.