Лучший педагог года

Нейрогимнастика для развития мозга ребенка

Галина Владимировна Никифорова
Нейрогимнастика для развития мозга ребенка

Нейгимнастика — один из уникальных методов воспитания и развития современного ребенка, позволяющий выполнять незатейливые упражнения, развивающие мозг, и играть одновременно.

Это сочетание наилучших нейропсихокоррекционных методик и упражнений гимнастики, которые в комплексе способствуют физическому развитию ребенка, обеспечивают эмоциональное равновесие, повышают уровень умственных способностей, улучшают самоконтроль, память и внимание, укрепляют моторику, «учат» мозг ребенка эффективно работать в любых ситуациях.

Публикация «Нейрогимнастика для развития мозга ребенка» размещена в разделах

Занимаясь с детьми по несколько мину в день нейрогимнастика позволяет - -

- Развивать слухоречевое внимание детей

- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребё нка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время, об этом писал в своих работах ещё А. Р. Лурия. Концепция о трех функциональных блоках мозга, разработанная А. Р. Лурия, получила дальнейшее развитие в нейропсихологии детского возраста. Лурия выделил три блока мозга, а так же их структуру и функции каждого из блоков.

I блок мозга – это энергетический блок или блок регуляции общей и избирательной неспецифической активности блок, регуляции тонуса и бодрствования организма.

Структура I блока мозга : 1) ретикулярная формация ствола, 2) лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус). 3) диэнцефальные ядра и другие подкорковые структуры, 4) медиобазальная кора лобных и височных отделов больших полушарий.

Функции I блока мозга : 1) основная функция – активация больших полушарий, т. е. поддержание определённого уровня бодрствования в соответствии со сменой периодов сна и бодрствования организма, кратковременная активация для поддержания внимания; 2) модально неспецифическая память – эпизодическая, личностная, память на события; 3) обеспечение базальных эмоций; 4) поддержание витальных функций: нейрогуморальная регуляция, эндокринная система, регуляция деятельности внутренних органов, дыхания, терморегуляции др. ; 5) регуляция генетически закреплённых, инстинктивных форм поведения (например, поведение в ситуации стресса); 6) регуляция мышечного тонуса. II блок мозга – это блок приема, хранения и переработки экстероцептивной информации, полученной от рецепторов, органов чувств, а так же проприоцепторов – изнутри тела.

В структуры II блока мозга входят : конвекситальная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. Поля второго блока мозга делятся на : а) первичные, осуществляющие первичную обработку импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора; б) вторичные, отвечающие за дальнейшую обработку информации; в) третичные – ассоциативные поля, которые отвечают за самый высокий уровень переработки.

Функции II блока мозга – синтез информации разных модальностей.

III блок мозга – это блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Морфологический субстрат данного блока – это конвекситальная кора лобных долей. Лобные отделы включают в себя: моторные, премоторные, отделы которые обеспечивают работу двигательных функций, а так же префронтальные отделы, которые обеспечивают работу двигательных функций и регуляцию психической деятельности.

Функции III блока, обеспечивают произвольную регуляцию психической деятельности, включает в себя: постановку целей действия, соответствующих мотивам, задачам деятельности; планирование программы действия; контроль за выполнением программы и коррекция неправильных действий; сличение достигнутой цели с внешним и внутренним образцами. Выделяют особенности развития, связанные с несформированностью первого блока мозга. Функционально этот блок созревает первым, поскольку он связан с деятельностью глубинных структур мозга, отвечающих за активационные процессы. Они практически полностью оформляются в первый год жизни ребенка и создают основу для дальнейшего интеллектуального развития, соответственно, при слабости или неполной сформированности этих структур, у ребенка наблюдаются симптомы, связанные с недостаточным уровнем активности корковых зон, ребенок будет быстро уставать, много отвлекаться. Отличительной чертой таких трудностей является то, что они носят модально–неспецифический характер, другими словами, они отразятся на всем спектре психической жизни ребенка. Его внимание будет рассеянно и неустойчиво, процессы запоминания заторможены, будут возникать трудности в решении интеллектуальных задач. На просьбу взрослого собраться и довести до конца начатое, ребенок не будет реагировать: его нервная система находится в состоянии дефицита и никакие речевые указания извне не помогут ему этот дефицит преодолеть.

Причинами недостаточной сформированности первого блока мозга могут служить различные патологии беременности и родов, вредные привычки, перенесенные заболевания в период вынашивания плода, заболевания и травмы ребенка в первый год жизни.

Параллельно созревают первичные сенсорные и моторные зоны мозга. Оформляясь к моменту рождения, они так же становятся полностью функциональными в течении первого года жизни и создают основу для сенсодвигательной стадии развития. Созревание вторичных сенсорных и моторных зон мозг, осуществляются в период от 2 до 5 лет, что создает условия для научения в пределах отдельных модальностей и соответствует периоду интенсивного когнитивного развития. Указанные первичные и вторичные зоны мозга входят с состав второго и третьего блока мозга.

На этом уровне созревания мозговых структур можно говорить о формировании модально специфических форм высших психических функциях память, внимание, восприятия, отвечающих за умение ребенка оперировать деятельностью, связанной с какой–либо одной сферой – например, искать отличия (зрительная модальность, воспринимать рассказ (акустическая модальность) и т. д.

Формирование третьего блока мозга, блока программирования, регуляции и контроля, связанно с активностью лобных структур мозга. Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного активного программирования человеком любого психического процесса и своего поведения в целом. Сюда так же относятся построение человеком перспективных планов, целей, задач, пусть даже самых простейших для малышей. Наиболее полно третий блок мозга созревает к 12–14 годам

Публикации по теме:

Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка»Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.

Консультация «Значение оригами для развития ребенка»Консультация «Значение оригами для развития ребенка» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является.

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Скалолазание — гармоничный спорт для развития мозга и телаСкалолазание — гармоничный спорт для развития мозга и тела В нашем детском саду появился замечательный скалодром. Скалолазание развивает логическое и пространственное мышление, ловкость, координацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейрогимнастика для развития мозга ребенка
Опубликовано: 13 января 2022 в 18:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД