МААМ-картинки

Нейрогимнастика как эффективное средство развития детей дошкольного возраста

Барышникова Татьяна Петровна
Нейрогимнастика как эффективное средство развития детей дошкольного возраста

Воспитатель:Барышникова Татьяна Петровна, МКДОУ Яменского детского сада.

НЕЙРОГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА -

Публикация «Нейрогимнастика как эффективное средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Работая воспитателями с детьми дошкольного возраста мы отмечаем, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих проблемы в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной сферах. Обратить внимание на трудности, которые испытывает ребенок очень важно еще в дошкольном возрасте, когда мозг ребенка активно развивается и создает фундамент работы нервной системы. Потому перед нами как педагогами стоит задача поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления психического и физического здоровья детей.

С физическим здоровьем вопрос обстоит немного проще. Ведь всем известно, что, тренируя своё тело путем выполнения физических упражнений, мы укрепляем здоровье. Однако, не все знают, что есть специальные упражнения для тренировки мозга.

Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, - это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а передаёт сигналы из одного полушария в другое мозолистое тело, состоящее из миллионов нервных волокон.

Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно – так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект :

развивает речь и мышление;

• улучшает кровообращение;

• улучшает память и внимание;

• повышает скорость обработки информации;

развивает общую и мелкую моторику и т. д.

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина неуспешности ребенка. Так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушарием.

Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

Особое значение межполушарное развитие имеет в возрасте от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смысловое различение звуков и многое другое.

Поэтому использование кинезиологических упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия приносят пользу каждому ребенку независимо от имеющихся проблем в развитии. Упражнения дают немедленный и накопительный эффект.

Учитывая этот фактор, мы начали интересоваться технологией нейрогимнастики и интенсивно включать ее элементы в занятия с детьми.

Упражнения можно использовать как на занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Выполнять движения можно в любое время, выделяя на это всего лишь несколько минут.

Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует разного рода преодолению мышечных дистоний.

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

Дыхательные упражнения – направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а так же в комплексе с различными движениями, что способствует снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

Упражнения на развитие мелкой моторики – стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухомоторную координацию. Развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма.

Приведем пример некоторых упражнений:

«Нос-пол-потолок»

Взрослый поочерёдно указывает пальцем на свой нос, пол и потолок комнаты, проговаривая при этом то, на что он показывает. Дети повторяют движения. Затем взрослый начинает путать детей, время от времени указывая не на те объекты, которые называет вслух. Задача детей – показать на верные объекты. Постепенно скорость выполнения упражнения увеличивается.

«Кулак-ребро-ладонь»

Руки детей лежат на столе. Сначала они сжимают ладонь в кулак и слегка касаются стола; затем делают то же самое ребром ладони; и, наконец, кладут руку на стол ладонью вниз. Взрослый подсказывает, какое движение нужно выполнить, чтобы дети не запутались. Повторив упражнение несколько раз одной рукой, можно переходить ко второй. Постепенно скорость увеличивается, упражнение выполняется обеими руками и без подсказок взрослого.

«Капитан»

Одна рука сжата в кулачок, большой палец поднят вверх. Вторую руку подносим ко лбу козырьком. Затем меняем руки. Постепенно усложняем упражнение, добавив хлопок.

«Слон»

Упражнение выполняется стоя. Голова наклонена вправо, ухо касается плеча. Указательным пальцем вытянутой вперёд правой руки дети рисуют в воздухе любой объект – восьмёрку, животное, геометрические фигуры и т. д. Глазами необходимо следить за движениями пальца. Повторив рисунок несколько раз, меняем сторону.

«Перекрёстные шаги»

В положении стоя дети поднимают правое колено и касается его локтём согнутой левой руки. Чередуя ноги и руки, дети «маршируют» таким образом 1–2 минуты.

«Мячик-счёт»

Для выполнения этого упражнения понадобится мячик: его необходимо катать по столу круговыми движениями одной руки, при этом считая до пяти и разгибая соответствующее количество пальцев другой руки. Затем дети повторяют упражнение, сменив руки.

«Коза и заяц»

Одной рукой дети показывают ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другая рука изображает козу – выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.

«Воздушный шарик»

Дети лежат на полу, расслабив мышцы живота. На вдохе они медленно раздувают живот, как воздушный шарик, затем ненадолго задерживают дыхание и на выдохе медленно сдувают его, втягивая живот.

Для мотивации детей и положительного отношения к упражнениям мы также придумываем кинезиологические сказки, где в интересный сюжет вплетены кинезиологические упражнения, которые дети с радостью выполняют.

Мы заметили, что даже кратковременные занятия нейрогимнастикой положительно влияют на эмоциональное состояние детей в группе. Регулярные тренинги помогают значительно улучшить состояние психических функций и мыслительных способностей, снизить утомляемость, улучшить мелкую и крупную моторику, укрепить вестибулярный аппарат, снять стресс и напряжение предотвратить нарушения связанные с восприятием пространства, что способствует профилактике комплексного развития детей. Оценив, какое положительное воздействие оказывает нейрогимнастика на развитие детей, планируем и в дальнейшем применять ее в своей педагогической деятельности.

Список использованной литературы

1. Аникина С. В., Мазур М. А. Нейропсихологическое сопровождение детей 6-7 лет при подготовке к школе // В сборнике: Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы XXII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 30-летнему юбилею факультета психологии ИГУ. Редколлегия: И. А. Конопак [и др. ]. Иркутск, 2023. С. 389-391.

2. Дюмина О. В. Роль пространственных представлений дошкольников при изучении порядкового счета в пределах десяти // В сборнике: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ. сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. Петрозаводск, 2021. С. 249-253.

3. Михеева Е. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.

4. Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. Изд. «Весь», 2021 г.

5. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008.

6. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика. – Изд. 2-е. Ростов н/Д. : Феникс, 2019.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейрогимнастика как эффективное средство развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2024 в 23:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейрогимнастика как эффективное средство развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Барышникова Татьяна Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД