МААМ-картинки

Нейропсихологический подход в логопедии. Методы, приемы, технологии

Ирина Березовская
Нейропсихологический подход в логопедии. Методы, приемы, технологии

Вопрос об использовании нейропсихологических знаний в коррекционно – образовательной деятельности впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А. Р. Лурия и Л. С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия, в 90 –х годах нейропсихолог, доктор биологических наук Т. П. Хризман выделила научное направление – нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе.

Публикация «Нейропсихологический подход в логопедии, Методы, приемы, технологии» размещена в разделах

Мозговые уровни формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень неизбежно включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития зрелую психику. Очевидно, что коррекционно-развивающий и формирующий процессы должны начинаться с уровня, предшествующего несформированному или пораженному. Причем, чем глубже дефицит, тем более низший уровень следует избирать в качестве коррекционной мишени.

«Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для развития ВПФ, логично в начале коррекционно-развивающего или формирующего процесса отдать предпочтение именно двигательным методам». [7]

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы.

«В коррекционно-развивающую работу, основанную на двигательных методах должны включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами» [7]

Известный педагог Сухомлинский В. А. сказал «Истоки способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша и играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». Пальчиковая гимнастика– это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.

Для стимуляции интеллектуального развития, межполушарного взаимодействия, снятия синкинезий и мышечных зажимов учителями –логопедами используются кинезеологические упражнения.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Использование этой игры для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.

Инструкция: если услышишь звук Р — ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

Упражнение «Колечки» («Пальчики здороваются»)

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочерёдно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Эти упражнения значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе, что крайне важно в работе учителя-логопеда.

Коммуникативные упражнения бывают трёх типов. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение, состояние и отношение (“Маска”). Парные упражнения способствуют “открытости” по отношению к партнёру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его (“Точка равновесия”). Групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (“Костёр”).

Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Некоторые упражнения выполняются с закрытыми глазами (“Чаша доброты”, “Шумящие коробочки”, “Послушай тишину”).

К упражнениям по развитию произвольности относятся движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены ребёнком. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способностей к формированию собственной программы. Игры с правилами:

Игра «Старый друг»

В начале игры педагог обязательно показывает детям, как необходимо выполнять действия. При необходимости можно использовать схематичные рисунки. В данной игре логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, педагог предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее подключается инструкция – звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные логопедом звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.

Игра «Зайчики»

Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки», если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку.

Игра «Поймай звук»

Исходное положение: стоя или сидя. Логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки (прячет руки за спину).

Данная игра способствует развитию фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости.

Игра «Робот»

Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении. Данная игра способствует развитию межполушарных связей, слоговому анализу и синтезу, закрепляет понятия «слога» и «слова». Улучшает внимание, память, мышление, навыки фонематического анализа, ловкость, подвижность, переключаемость. Позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело.

Игра «Игра топ, хлоп нос»

Инструкция логопеда : «Давай проведем разминку? Манго – топ, киви – хлоп, банан – покажи нос» (показывает картинки, дети выполняют соответствующие движения).

В ходе работы можно увидеть, что некоторые движения с первого раза не выполнит даже взрослый. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

Игра «Магазин» ( темы для выбора слов: «Игрушки», «Булочная», «Овощи-фрукты», «Одежда» и т. п.)

Игра помогает развивать слухоречевую память, можно одновременно закрепить произношение какого-то звука в словах.

Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям "сходить в магазин" и перечисляет предметы, которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно менять роли (продавец, мама, ребенок) и магазины ("Молоко", "Игрушки", "Булочная" и т. д.). "Продавец" сначала выслушивает заказ "покупателя", затем подбирает "товар". "Покупатель" проверяет и несет "товар" домой, где "мама" проверяет правильность покупки. Например, слова со звуком Р: «магазин «Булочная или кондитерская». Торт, ватрушка, пирожок, круассан, баранка, ромашка, пирожное, мороженое, зефир.

Еще одним двигательным методом, является артикуляционная гимнастика, которая позволяет укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата (жевательные, глотательные, мимические, развивает умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Видом нейропсихологического воздействия может являться Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают контроль и произвольность. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы (“Шарик”, “Ветер”).

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма (“Слоник”, “Знак бесконечности”).

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Телесные перекрестные упражнения являются одними из основных упражнений, решающую эту задачу. Упражнение “Растяжки” нормализует гипертонус и гипотонус мышц. Проводят упражнение в самом начале занятия для того, чтобы дать почувствовать ребёнку его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая приёмам релаксации. Упражнения: «Звезда», «Бабочка», «Дорожка», «Классики».

Оборудование: положить кубики или фигуры из строительного материала на расстоянии 10-20см друг от друга, для классиков можно использовать мягкие коврики или квадраты из бумаги -переступаем через препятствие сначала левой ногой, затем правой, затем прыжок на двух ногах. После освоения упражнения без речи добавляем инструкцию: «Запомни три слова и повтори их, шагая по дорожке (перешагивая через камушки) : сок-сон-соль, рак-рог-рот и т. п.» «Запомни 2 слова и попрыгай по классикам, повторяя их»

В качестве коррекционного логопедического воздействия можно использовать приёмы логоритмики, как одной из форм кинезотерапии, направленной на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмические упражнения можно использовать на различных этапах традиционных логопедических занятий (оргмомент, физминутка, а также в форме интегрированных занятий

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым коррекционным процессом (“Ковёр-самолёт”, “Парусник”).

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнения «Сова», «Слон», «Любопытная Варвара» объединяют все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Они также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.

Занятия должны быть систематическими, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке.

Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. Все действия мозжечковой стимуляции происходят на специально разработанной доске Бильгау. Ребенок стоит на поверхности доски, которая прикреплена на полукруглой основе, что и заставляет балансировать ребенка в попытках удержать равновесие, выполняя различные упражнения.

Отличный тренажер для развития координации и вестибулярного аппарата у детей и взрослых – Нейроскакалка - она представляет собой ось со светящимся LED-колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось. Для прыжков на нейроскакалке нужна разнонаправленная работа обеих ног. Одна нога совершает прыжки, а другая нога совершает движение вправо-влево, либо вперед-назад. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярного аппарата, гармонизуется работа мозга. А если еще и на каждый круг скакалки произносить автоматизируемые ряды, будет развиваться левое полушарие.

Нейроакустический тренажер InTime -это метод гармонизации работы головного мозга, основанный на прослушивании акустически модифицированной ритмичной музыки и выполнении двигательно-ритмических упражнений. Технология была разработана еще в 2014 году командой экспертов компании Advanced Brain Technologies. Все оборудование состоит из наушников, айпада и шумовых музыкальных инструментов. На айпаде записано 32 композиции, которые обрабатываются с помощью мультисенсорной аудиосистемы и специальных наушников, обеспечивающих, помимо воздушной проводимости звука, еще и костную. Дети прослушивают два трека, это занимает 18 минут, а после идет комплекс двигательно-ритмических упражнений, с использованием дополнительного оборудования, в том числе перкуссионных инструментов – барабанов, маракасов, то есть тех, которые отдают телу свою вибрацию. Их насчитывается более ста, и они собраны из разных уголков мира.

Описанные методы (приёмы, упражнения, игры) нейропсихологической коррекции выполняет комплексную функцию в развитии ребёнка. Он не только повышает энергетический уровень, но и обогащает знание ребёнка о собственном теле, развивает внимание, интеллект, память, произвольность, музыкально-ритмические способности, успокаивает и уравновешивает психику, а также улучшает речевые навыки у детей.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако, для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Поэтому следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

Список литературы

1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // М., 2001.

2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2008.

3. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников// М., 2013.

4. Захаров В. В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения. https://medi.ru/doc

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973.

6. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : Изд – во «Институт практической психологии», 1996.

7. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения // М. : ТЦ Сфера, 2003

8. Медицинский портал. Методы нейропсихологического исследования. https://www.eurolab.ua/, 2013.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологический подход в логопедии. Методы, приемы, технологии
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 17:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД