Папки-передвижки

Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи

Елена Хаяйнен
Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи

Проблема особенностей супружеских отношений на разных этапах жизнедеятельности семьи остается недостаточно исследованной.

Так, применительно к супружеским отношениям А. Г. Харчев [по 3, 25] пишет: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях». Психологические отношения в браке объективны по форме своего проявления, но субъективны по своей сущности. Таким образом, диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного в полной мере проявляется в семейной сфере.

Публикация «Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи» размещена в разделах

Супружеские отношения - это, прежде всего эмоциональные отношения, основанные на любви.

Л. Я. Гозман [5] указывает на многоаспектность эмоциональных отношений, аттракций. Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Можно разграничить любовь и симпатию или расположение, которое обычно выражается посредством слова «нравится». Уже в обыденной речи «любовь» и «расположение» различаются не только количественно «любовь как высшая степень расположения», но и качественно. «Расположение» - более или менее положительная недифференцированная установка, отношение к другому человеку, в котором доминирует оценочный компонент. Любовь – не расположение, а напряженное влечение к нему, страстное желание быть рядом, заботиться о нем, быть ему нужным.

Представители же структурного подхода большое внимание уделяют ролевой структуре семьи, основными параметрами которой является характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья (супружеская пара) на данной стадии своего жизненного цикла [5].

Характер распределения функций и мера участия супругов в решении проблем является основанием для установления семейной системы.

Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех ее членов. Роль — нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, выработанными и принятыми группой, т. е. определенными правилами, которым необходимо подчиняться для реализации совместной деятельности группы [1]. Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения. Имеют место также контроль над выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль.

Чтобы семья эффективно функционировала, ее ролевая структура должна отвечать следующим требованиям:

непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;

выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи;

принятые роли должны соответствовать возможностям личности, не должно быть явления «ролевой перегрузки».

В ролевой структуре семьи выделяют план межличностных и план конвенциональных ролей. Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением и регулируются правом, моралью, традициями; они стандартизированы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации. Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения.

Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Благодаря уравновешенному типу реагирования семейная жизнь человека становится насыщенной и полной смысла.

Таким образом, гармонию семейных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

- эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

- сходство их представлений, видения себя, партнера, социального мира в целом;

- сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

- общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

В настоящее время проведены исследования: Т. Н. Соколиковой [по 8] в области поведения супругов в период ожидания ребенка, [по 8], Адмиральской И. С. [по 8] в области отношение супругов к себе и друг к другу, и их удовлетворенность браком, Щукиной Е. Г., Соловьевой С. Л. [по 8] в области проблем так называемо «добровольно бездетной семьи» и другие.

Е. Б. Соколова [8] выдвигает гипотезу о том, что с появлением второго ребенка отношения между супругами практически в ста процентах случаев ухудшаются. Это объясняется тем, что родители с головой уходят в дела, связанные с выстраиванием имиджа своих детей, в результате чего у родителей не остается времени и сил на общение между собой, на свои интересы. К тому же дети не довольствуются пассивной ролью, они активно захватывают все больше приватной родительской территории в доме, все больше требуют внимания к себе, т. к. практически неизбежна ситуация соперничества между двумя детьми.

Нами [9] была выдвинута гипотеза исследования того, что в семьях с одним ребенком и в семьях с двумя детьми супружеские отношения будут характеризоваться некоторыми особенностями :

- степень согласованности семейных ценностей супругов в семьях с двумя детьми будет выше, чем в семьях с одним ребенком;

- общий уровень эмоциональных отношений в супружеской диаде выше в семьях с двумя детьми, чем в семьях с одним ребенком;

- критерии межсупружеского общения будут различаться в семьях с двумя детьми и в семьях с одним ребенком.

Выборку составляли молодые семьи - 25 семейных пар с одним ребенком и 25 семейных пар с двумя детьми, где первый или второй ребенок является дошкольником.

Наше исследование выделило достаточно интересные закономерности.

Так, при изучении рассогласованности семейных ценностей при помощи методики А. Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) [6] были выявлены глубокие расхождения в таких ценностных сферах между мужем и женой, имеющих одного ребенка, как:

- интимно-личностной у 60% выборки;

- эмоционально-психотерапевтической у 64% выборки;

- хозяйственно-бытовой у 40% выборки;

- родительско-воспитательской у 40%выборки.

А у семей имеющих двух детей была выделена только рассогласованность по двум ценностным сферам таким, как:

- родительско-воспитательской у 43% выборки;

- внешняя привлекательность у 36% выборки.

Как мы видим, с проживанием и решением совместных задач нормативных кризисов семьи, супруги с появлением второго ребенка имеют более согласованные ценности, чем супруги, имеющие только одного ребенка.

Однако, проблематичным полем остается сфера ценностей семьи касающаяся родительско-воспитательской функции независимо от количества детей, что и является полем деятельности психолога - консультанта.

Изучение понимания, эмоционального притяжения и авторитетности у супружеских пар при помощи методики А. Н. Волковой, в модификации В. И. Слепковой - ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) [4] показало, что значимые различия существуют в семейных парах с одним ребенком, только по шкале эмоциональное притяжение (Ф тест 0,001, а у пар имеющих двух детей значимых различий не было выявлено. Тем самым у супругов имеющих одного ребенка есть некоторая разобщенность в привлекательности партнера, желание общаться с ним, иметь с ним дело.

Проведенный анализ результатов опросника З. Рубина, в модификации Л. Я. Гозман и Ю. Е. Алешиной «Шкала любви и симпатии» [1] показал, что значимые отличия у семейных пар с одним ребенком наблюдаются по шкалам:

- любовь (Ф тест 0,33)

и общий уровень эмоционального отношения в диаде (Ф тест 0,37)

А в парах с двумя детьми такие значимые отличия выделены только по шкале - симпатия (Ф тест 0,32, а вот общий уровень эмоционального отношения в диаде не имеет различий, что указывает на более благоприятный эмоциональный фон в супружеских отношениях для этих семей.

Результаты диагностики Алешиной Ю. Е., Гозмана Л. Я., Дубовской Е. М «Общение в семье» [6] показали только общие тенденции различий в парах с одним и двумя детьми. В том и другом случае значимые отличия между супругами наблюдаются в семьях по шкалам :

- общие символы семьи (Ф тест, соответственно 0,15 и 0,04)

- легкость общения между супругами (Ф тест, соответственно 0,19 и 0,02)

При этом наблюдаются более высокие показатели по всем шкалам у супругов, имеющих двух детей, что и говорит в пользу улучшения показателей общения между ними.

Подводя итоги исследования в целом, хочется отметить наметившуюся тенденцию в том, что с увеличением числа детей и проживанием нормативных кризисов в супружеских отношениях намечается позитивные сдвиги в целом в большинстве сфер ценностей семьи. Тем самым укрепляется так называемый «фундамент» семьи, и также позитивно возрастает эмоциональная сторона супружеских отношений и показатели общения в семье.

Литература:

1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я. ,. Дубовская Е. М. Социально - психологические методы исследования супружеских отношений. (Спецпрактикум по социальной психологии). – М. : Изд-во Моск. Унив-та, 1987. С. 78 – 90

2. Андреева Т. В. Психология современной семьи. - М. 2005, С. 309.

3. Голод С. И. ХХI век и тенденции сексуальных отношений в Россию - СПб, 2001, С. 25.

4. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова. – Самара // Психология семьи : хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2007. – С. 734-745.

5. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

6. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2008, 432с.

7. Олифирович Н. И., Т. А. Куземкина, Т. Ф. Велента. Психология семейных кризисов. - С-Пб, Изд. Речь, 2006.

8. Соколова Е. Б. Анализ межсупружеских отношений в многодетных семьях. - С-Пб, 2010.

9. Харичева А. С., научный руководитель Хаяйнен Е. В. Особенности супружеских отношений в семьях с одним ребенком и двумя детьми….диплом. – Петрозаводск, МСИ, 2011.

Публикации по теме:

«Милосердие: реалии и тенденции в воспитании» Сегодня в нашей стране как никогда остро стоят вопросы о судьбе и здоровье подрастающего поколения, особенно актуальны они в воспитании.

Фотоотчёт о городском открытом фестивале «Фабрика молодой российской семьи»Фотоотчёт о городском открытом фестивале «Фабрика молодой российской семьи» Городской открытый фестиваль «Фабрика молодой российской семьи», посвященный 80-летию образования Рязанской области. Цель фестиваля:формирование.

Консультация для клуба молодой семьи «Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ» Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Некоторые аспекты изучения личности ребёнка В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной.

Некоторые напоминания взрослым «Берегите природу» Некоторые напоминания взрослым. «Берегите природу» Невозможно требовать от наших сыновей и дочек гуманного, доброго отношения к природе,.

Программа развития детско-родительских отношений «Давайте общаться» Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ» Название: Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ.

Сценарий проведения заседания «Клуба молодой семьи» ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА МОЛОДОЙ СЕМЬИ НА ТЕМУ: «КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ» «Покинут счастьем будет тот, кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить.

Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования могут служить ориентирами в разработке стратегии развития.

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольника с задержкой психического развития Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольника с задержкой психического развития Эмоциональное благополучие.

Эссе «Я — молодой педагог» Эссе «Я - педагог» «Если вы удачно выберете труд и вложите всю душу, то счастье само вас отыщет». К. Д. Ушинский. Я «молодой» педагог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи
Опубликовано: 29 января 2018 в 19:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД