МААМ-картинки

Немного о социальной работе и чуть больше о хороших примерах в практике профессионального выгорания

михаил подъяпольский
Немного о социальной работе и чуть больше о хороших примерах в практике профессионального выгорания

Немного о социальной работе и чуть больше о хороших примерах в практике профессионального выгорания

Савиных Любовь Николаевна—специалист по реабилитационной работе в социальной сфере государственного казенного учреждения социального обслуживания Московской области «Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Контактный адрес:lubov-savinyh@yandex.ru

Публикация «Немного о социальной работе и чуть больше о хороших примерах в практике профессионального выгорания» размещена в разделах

Проблема профессионального выгорания в социальных учреждениях, методы, приемы работы по предупреждению, немного о деятельности учреждения в данном направлении, советы психологов.

К юбилейной для социальной работы в России дате уже немало написано. Все-таки 30-тилетие— это весомая веха в исторической миссии гуманной сути этой деятельности. Не считайте, что такие громкие слова мы говорим только в дни юбилея. На самом деле, каждый, кто трудится в социальной сфере не год, не два, готов подписаться под ними. Сколько израненных людских душ получили помощь, стали немного светлее их лица.

Государственному казенному учреждению социального обслуживания Московской области «Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в 2020 году исполнилось 20 лет. В коллективе трудятся люди с разным опытом работы : только пришедшие после университета и уже «маститые» наставники, прошедшие опытным путем нелегкий путь становления специалиста в социальной сфере.

Судьба распорядилась для большинства так, что в основном мы все пришли в социальную защиту из образования. По тем временам это значило, что мы умеем работать с детьми. Но не многие предполагали, что в наши руки попадут настолько израненные детские души. С первых дней при отсутствии теории реабилитационной работы на практике стали внедрять различные самостоятельно разработанные программы по социальной реабилитации детей. Комплексный подход в работе с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной помощи, требует не только отличных знаний форм и методов работы, но, наверное, в первую очередь, открытого сердца, милосердного, чуткого. И вот тут мы хотим поговорить об издержках профессиональной деятельности специалистов социально-реабилитационных центров. Роль профессии носит не только позитивный, но и негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности. Мы на практике увидели, как с годами личность человека незаметно «сращивается» с профессией, и профессиональные деформации становятся неизбежными. Это особенно проявляется, как правило, в среднем после 5-10 лет работы. Процесс деформации протекает особенно интенсивно под воздействием синдрома эмоционального сгорания (профессионального выгорания). Вот одна из выдержек из эссе специалиста социального учреждения : «С первых дней, как только пришла работать по специальности, я, как и, наверное, многие «новички», изо всех сил стремилась стать хорошим специалистом. Я до конца выслушивала историю каждого воспитанника, искренне сопереживала его прошлой жизни. Уходила с работы и продолжала «переваривать» свой рабочий день : что сделала, чего не сделала, чем я могу еще помочь. Я, конечно, расстраивалась из-за сложных ситуаций, с которыми мне приходилось сталкиваться и… очень скоро поняла, что больше нет сил работать. Я настолько «закопалась» в детских жизнях, что напрочь забыла о своей. А у меня малолетняя дочь. Меня стало все раздражать, дома я тоже не всегда могу отдохнуть, поэтому я хочу уволиться…»

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека,- так гласит словарь. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Дело в том, что когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними, у человека нарушается состояние равновесия. Выгорание затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности.

Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, имеет круг надежных друзей, стабильную и привлекательную работу, предоставляющую возможность для творчества, профессионального и личностного роста и имеют “отдушину” в виде хобби или какого – то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Замечено, что оптимистичные и жизнерадостные люди выгорают меньше. Существует точка зрения, согласно которой у специалистов с высоким творческим потенциалом реже наблюдается ухудшение психологического и физического здоровья. Творческий потенциал является одним из факторов, способствующих продуктивной деятельности и саморегуляции психического состояния.

Мы понимали, что полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей, близких по духу коллег. Как же избежать встречи с синдромом профессионального выгорания и предупредить его развитие?

Чтобы избежать подобное, в ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН» для сотрудников учреждения регулярно применяются различные технологии профилактики выгорания. Это и специальные семинары по ортобиотике, методы релаксации, и групповые тренинги с применением танцетерапии и мастер-классами по ЭБРУ, и практические занятия с психологами. Особенно нам нравятся различные творческие «ОтДушины», мы так их называем. Потому что там мы отдыхаем душой: рисуем, танцуем, учимся украшать салаты к празднику, изготавливать необычные подарки своими руками. А еще у нас есть «Тропа здоровья», на которой нам объясняют, как правильно дышать (по Стрельниковой). Вся работа способствует приобретению специалистами эффективных навыков преодоления жизненных трудностей, учит лучше разбираться в себе, помогает укреплять уверенность в способности достигать цели, потому что работаем дружно, без установки: кто лучше.

Одним из приемов «ОтДушин» стали различного рода творческие конкурсы. Мы убеждены, что такой вид здоровой конкуренции способствует моральному эмоциональному подъему настроения в коллективе. Конкурс баннеров и роллапов отделений, личных творческих презентаций «Я в своей профессии», роликов «Визитная карточка специалиста», творческий конкурс «Самая необычная Новогодняя елочка», сезонных фотографий любимых мест и другие. Вся работа организована на хорошем уровне : разрабатываются и утверждаются положения, комиссия, сроки и, конечно, виды поощрений. Кстати, к участию в комиссии обязательно привлекаем не только членов Попечительского совета, но и представителей из образования, сельских поселений, а также друзей из благотворительного фонда «Футболка дарит жизнь» и обязательно духовенства. А какие по окончании конкурсов проходят у нас выставки! Под Новый год приезжали из района посмотреть на наше фото-, руко- творчество, зарядиться позитивом предпраздничного настроения! Лучшие ролики демонстрировались на районном празднике, посвященном очередному юбилею СРЦН.

Вот и сейчас мы решили, что отмечать юбилей социальной защиты будем по-особому и объявили конкурс эссе «Социальная работа – мое призвание». Уже в процессе написания все, кто захотел принять участие в нем, стали высказывать мнение, что это сложно, трудно оформить свои мысли в простых словах. Но по истечении времени каждый признал, что в процессе работы, подбирая слова для выражения эмоционального состояния, в этот момент испытывал некое наслаждение, удовлетворение от выбранной профессии. Именно в этот момент снижалось напряжение от постоянных стрессов, недосказанности, все способствовало «разблокировке» чувств. Одним словом, понимание призвания пришло ко всем участникам. Вот выдержки из конкурсных эссе сотрудников разного плана.

«Мое знакомство с социальной работой началось еще в детстве. Семья, в которой я росла и воспитывалась, являлась неполной и подпадала под категорию семей, нуждающихся в помощи. Могу совершенно точно сказать, что помощь мы получали и в материальном, и в моральном, и в правовом планах. Поэтому слышать реплики о том, что работники социальной сферы «просиживают штаны и ничего не делают», мне слышать неприятно. Поступив на юридический факультет в колледж, я попала на отделение «Право социального обеспечения». Можно сказать, впитывала в себя понятие «социальная работа» с первых осознанных жизненных шагов. Попав на работу в учреждение социального обслуживания, своими глазами смогла убедиться, что социальная работа именно призвание.

Мои основные должностные обязанности далеки от работы непосредственно с детьми и касаются в основном бумажной работы направленной на обеспечение учреждения товарами, работами и услугами, необходимыми для полноценной жизнедеятельности. Кажется, что профессия подразумевает в себе что-то скучное и серьезное, но работая в учреждении, направленном на помощь детям, благодаря своим коллегам, я смогла убедиться, что даже скучный юрисконсульт может преобразиться в любой персонаж из сказки. Мне неоднократно посчастливилось перевоплотиться и поучаствовать в реабилитационном процессе. Мне иногда кажется, что работая в центре, в некоторой степени сама прохожу реабилитацию, участвуя в детских постановках или мастер-классах. И каждый день убеждаюсь, что в социальной работе нет случайных и равнодушных людей. И также могу сказать социальная работа – мое призвание, хотя мой вклад и заключается в обеспечении учреждения необходимыми товарами, работами или услугами».

Юрисконсульт Червонцева Ирина Витальевна

«Есть высказывание: «Найди то, что тебе нравится делать, и всю жизнь не работай». Из него следует, что работа, профессия и призвание, должны быть одним и тем же, в противном случае, ни одно из них не будет приносить ни радости, ни материального достатка.

Я все еще нахожусь в поиске своего призвания. У меня часто возникают вопросы: в чем заключается мое призвание? Какие свои таланты и способности я могу применить?

Мое знакомство с Лотошинским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних состоялось в сложный период моей жизни. Я вернулась на малую родину. И я не ошиблась. Здесь в родных краях меня приняли, отогрели раненую душу, вселили уверенность в будущем для меня и моего сына. Как говорят коллеги, я научилась улыбаться. Работа в центре помогла мне увидеть мою семейную проблему глазами моего же ребенка и понять, какими жестокими бывают взрослые. Именно в это время зародилось большое желание сделать все, что в моих силах, чтобы этот мир стал чуточку добрее для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, зачастую, по вине взрослых.

Существует множество профессий, призванных изменить ребенка в лучшую сторону: врач лечит тело, психолог исцеляет душу, педагог развивает ум. И для меня открылась новая страница жизни. Это уникальный способ сделать этот мир для детей лучше. Делая закупки (моя должность- специалист по закупкам, я буквально своими руками могу повлиять на внешний вид ребенка, закупив новую модную одежду, или красивую удобную мебель для комнаты, в которой он живет. Что может быть лучше, чем подарить радость. «Наши» дети многого лишены в жизни, некоторые не имели даже игрушек или одежды. У меня есть возможность показать, хоть на время, что ребенок - это особенный человек.

Я нашла в себе силы и новые возможности для развития личности и роста как специалиста в доселе не известной мне социальной сфере. Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает совершенствоваться другим. И я понимаю, что мои заботы хоть чуть-чуть, но все же помогают детям стать немного счастливее. И это приносит мне удовлетворение. А что, если социальная работа - действительно это мое призвание? Жизнь покажет».

Специалист по закупкам Лисина Мария Владимировна

«Уверенно сказать: «Социальная работа- мое призвание»,- может не каждый. Так говорить о своей работе могут, наверное, те, у кого ранее были какие-то субъективные предпосылки к профессии, связанные с социальной работой. Это могут быть родители, родственники, чей самоотверженный труд на данном поприще стал образцом для подражания.

Мой опыт прихода работать в социальное учреждение, скорее всего, иной. Еще в детстве в коммунальной квартире рядом со мной жили семьи, где детям было несладко. И моя мама всячески старалась как-то помочь им. Передавала одежду, обувь, брала этих детей вместе с собой в лес за грибами и ягодами (родители этих детей, говоря народным языком, пьянствовали, и им было не до запасов). Семья наша тоже была многодетной. Но мама всегда проявляла заботу о соседских ребятишках: если пекла пироги, то на всех соседских детей хватало. Всегда казалось, что жизненное кредо мамы – это слова: «Жизнь — цепь добрых дел». Наверное, это и отложило отпечаток на мою детскую душу.

Ничего случайного в нашей жизни нет, все закономерно. Я много лет отдала педагогической работе с детьми. И когда пришла в социально-реабилитационный центр, то поначалу казалось, пришла случайно—нужны были деньги, период нестабильности в государстве подталкивал многих на подработку. И только спустя десяток лет осознала, что в каждом начинании мы опираемся на опыт прошлых лет. Именно память о том, как заботилась мама о других, на подкорковом подсознании, помогла мне в этом выборе. Громко, но точнее нельзя сказать: судьба подарила мне возможность работать в социальной сфере. Не с самого первого дня я вникла в суть реабилитационного процесса. Но переосмыслить достоинство моей новой профессии помогли коллеги, в особенности, директор Ольга Викторовна Стратонова.

Но и нам, социальным работникам, требуется поддержка со стороны Правительства, повышенное внимание и забота со стороны органов власти. Многие из тех, кто отдает всего себя служению, нуждаются в профилактике профессионального выгорания. За многочисленными цифрами оказанных социальных услуг и статистическими отчетами нередко теряются те, кто саму эту помощь оказывает. Низкий престиж профессий социальных работников и невысокий уровень оплаты их труда определяют сложную ситуацию на бирже труда. Являясь надеждой и опорой для тех, кто больше всего нуждается в помощи и поддержке государства, самой социальной службе нужна уверенность в завтрашнем дне, а для этого уже сегодня наша работа должна стать успешной. В нашем учреждении одним из эффективных средств преодоления такого недоверия к профессионалам является своеобразное «хождение в народ» : организация широкомасштабной просветительской, профилактической и консультативной деятельности (как не вспомнить летние площадки с «Тропой здоровья», «Играми нашего двора», «Эбру», «Копорским чаем», когда специалисты встречаются с населением по месту жительства, работы, учебы, идут в семьи, трудовые и детские коллективы, выступают в средствах массовой информации, внедряя в работу новые формы. Мы не замыкаемся в стенах своего учреждения и не ждем пассивно «у моря погоды». И если мы почувствуем мощный импульс поддержки со стороны власти, администрации, то горы свернем ради благого дела.

И как итог выше сказанному: сегодня социальная защита-это не только занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы. Это профессия, которая, позволила мне изменить взгляд на многие события моей собственной жизни, она помогает и дает мне силы в дни испытаний судьбы. Поэтому пропуская через себя эти слова, я не кривлю душой: социальная защита сегодня-это опора, это фундамент, это крепкое плечо коллег.

Я люблю свое дело. Сегодня для меня социальная защита—это быть рядом с людьми, которых я ценю, люблю и уважаю. Вот уже 20 лет я стараюсь не подводить одухотворенных делом людей. Спасибо, что именно с людей, верящих в благое начинание, началась моя работа в социальной защите. Нет, не забывается история, и я вновь, уже по-новому, гляжу на мир с опорой на знания, что получила из прошлого, от своей семьи. Духовное обновление необходимо, это, думаю, понимает и признает каждый. Помощь ближнему—это добродетель, благословенная Богом. И пусть на всем пути следования нас сопровождает ангел-хранитель во благо тех, кто нуждается в нашей помощи».

Савиных Любовь Николаевна, специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Анализируя такой вид работы, как организация творческих конкурсов среди специалистов, весь коллектив признает, что это помогает не только сплочению коллектива, снижению стрессовой нагрузки. Результат колоссальных усилий каждого, кто принимает участие в подготовке, проведении конкурсов, способствует активной профилактике синдрома профессионального выгорания.

И немного о красоте. За годы работы и, исходя из личного жизненного опыта, поняла, что люди высоко ценят красоту и хотят видеть ее вокруг себя. Так появилась задумка исполнить заветную мечту: разбить цветущий сад на, казалось бы, непригодной для этого земле. И, надеюсь, это у нас получится. Вместе с воспитанниками и благодаря помощи волонтеров в юбилейный для социальной защиты год мы, наконец-то, высадили более ста декоративных и цветущих кустарников. На следующий год к участию в конкурсе на лучшее оформление территории учреждения готовы!

И в заключение: можно сформулировать перспективное направление в профилактической работе по профессиональному выгоранию : больше позитива, оптимизма, творчества не только в большом, но и в малом, в нашей повседневной жизни.

Понимая что не всегда и не все могут принять участие в конкурсе, психологи СРЦН готовят памятки для сотрудников, включающие действенные советы по применению приемов релаксации. Простейшим методам релаксации, которые каждый день следует проводить специалистам, относятся:

• принятие ванны или душа – вода расслабляет и успокаивает;

• расслабляющая мышцы гимнастика; музыкотерапия;

• дыхательная гимнастика и медитация.

Сотрудники получают информацию и о сиюминутных методах снятия напряжения, ведь на специалиста часто может «изливаться» негатив со стороны клиента. И, порой, сделать десять глубоких вдохов, выпить воды или мысленно абстрагироваться просто необходимо. При вдумчивом и заботливом отношении к личностным ресурсам стрессоустойчивости человека процесс выгорания может быть не только приостановлен, но и преобразован в продуктивное и приносящее радость “горение без затухания”.

Желаем вам всегда быть здоровыми и бодрыми! Чтобы ваша работа была плодотворной и приносила вам радость!

Памятка 1.

«КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Памятка 2.

«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ

Прежде всего, признать, что они есть!

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «Я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

• Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

• Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

Памятка 3.

«ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ»

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Памятка 4.

«ПРОФИЛАКТИКА И УСТРАНЕНИЕ "ВЫГОРАНИЯ"

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания :

- старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относитесь к конфликтам на работе;

- как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

ПОМНИТЕ: РАБОТА - ВСЕГО ЛИШЬ ЧАСТЬ ЖИЗНИ.

Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания" :

- внесение разнообразия в свою работу;

- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

- наличие нескольких друзей (желательно других профессий, во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

- открытость новому опыту;

- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

- обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

- чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

- хобби, доставляющее удовольствие

Публикации по теме:

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Фотозарисовка «Наши маленькие озорники чуть подросли»Фотозарисовка «Наши маленькие озорники чуть подросли» Уважаемые коллеги! Сегодня хочу показать вам как подросли наши щеночки и внести немного позитива и хорошего настроения в эти суетные дни.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Консультация «Сказать правду или чуть-чуть солгать»Консультация «Сказать правду или чуть-чуть солгать» Консультация «Сказать правду или чуть-чуть солгать» Бывают такие ситуации, что ваш ребенок некоторые события приукрашивает. Об этом стоит.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Рассказ «Приключения Степашки» Часть 2 «Степашкин сон (чуть-чуть мистики)»Рассказ «Приключения Степашки» Часть 2 «Степашкин сон (чуть-чуть мистики)» Проспал Степашка не долго: очень есть хотелось. Поев, с удовольствием поиграл с новыми игрушками и начал обследовать квартиру. В одну.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Немного о социальной работе и чуть больше о хороших примерах в практике профессионального выгорания
Опубликовано: 12 июля 2021 в 13:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД