Marina
Необходимость системного подхода в музыкальных занятиях с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость системного подхода
в музыкальных занятиях с дошкольниками
Подготовила Попова М. В.
Музыкальный руководитель МБДОУ
детский сад № 3 «Сказка»
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была придумана в пятидесятые годы ХХ столетия отечественным учёным и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Ключевым понятием ТРИЗ-РТВ является системный подход в изучении окружающего мира. Система – это целое, состоящее из взаимодействующих частей, дающих новое качество.
Публикация «Необходимость системного подхода в музыкальных занятиях с дошкольниками» размещена в разделах
Любой предмет, живое существо, музыкальный инструмент, музыкальное произведение, жанр является системой, т. е. состоит из частей, является частью чего-то, каким-то образом функционирует. При этом у каждой системы, будь то инструмент, музыкальное произведение или жанр, есть прошлое и будущее (история её развития, условия существования, причины изменения в строении, в функциях в ходе последующего этапа).
Элементы, составляющие систему, называются подсистемами. Например, в рамках занятий музыкой с дошкольниками, баян - система, а правая часть корпуса, левая часть корпуса, гриф, кнопки, меха, длинный ремень для правой руки, короткий ремень для левой руки, металлические пластиночки-язычки это подсистема. Опера, мюзикл - система, а пение, танцы, театрализованное представление - это подсистема. Песня - система, а вступление, куплеты, припев - это подсистема.
Любая система является частью более крупной системы, которая называется надсистемой. Она может быть родовой, куда предметы, объ-екты входят по своей родовой классификации, а также надсистемой по месту расположения. Например: надсистема песня вмещает в себя огромный набор жанров песен. Это авторские (или бардовские); гимны; народные; исторические; рок-баллады; эстрадные; кантри; романсы; частушки; колыбельные; детские; строевые и др. При этом петь можно в различных местах: дома, на улице, в детском саду, в Домах творчества, в караоке-кафе, на сцене концертных залов и т. д. Я не требую от детей заучивать термины, стараюсь доступно объяснить содержание, парал-лельно называя это определённым термином.
Что такое системный подход и так ли он важен дошкольнику при занятиях музыкой? Каждый педагог и родитель хотел бы, чтобы ребёнок проявлял познавательную активность к изучению предметного мира, природы, искусства и т. д. Но каким бы ни был интересным рассказ взрослого, для развития ребенка во всех отношениях важнее научиться самостоятельному поиску и построению системных знаний, применению их в собственной практической деятельности, что показывает уровень его компетентностей. Системный подход в изучении окружающего мира - это искусство видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему со всеми её связями, изменениями в сочетании разных подходов.
В понятие системного подхода также входят четыре взаимодо-полняющих подхода.
Компонентный подход – изучает состав системы и то, частью чего она является.
Структурный подход – изучает взаимное расположение подсистем и связи между ними в пространстве и во времени. Структурный подход очень удобен для наглядной демонстрации всего процесса классификации инструментов, жанров, стилей, композиторов и т. д. Главное – это делать эмоционально, заинтересованно и постепенно. Очень интересно постигать историю развития любого объекта по генетическому подходу.
Генетический подход изучает этапы становления, развития, иногда замены одной системы другой. На музыкальных занятиях дошкольникам всегда интересно взаимодействовать с музыкальными инструментами, техническими средствами обучения (далее – ТСО). Расширяя представления о них, необходимо рассказывать, как создавались инструменты, кто является их создателем, как они менялись с течением времени, имена каких выдающихся мастеров остались в памяти людей? Как и почему видоизменялся какой-либо инструмент или ТСО?
Функциональный подход определяет функцию системы в целом (что делает, а также над и подсистемы.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а постоянно поддерживать этот «огонек», способствовать его дальнейшему развитию. Чем разнообразнее детская деятельность, чем более значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешней его развитие и как одно из направлений – развитие творческого потенциала ребенка.