Людмила Стёпина
Неоценимая роль фольклора в период адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребёнок приходит
в мир, взрослые сразу окружают малыша любовью, заботой, вниманием и лаской,
желая с раннего возраста воспитать у него позитивное отношение к жизни и к
людям. Ведь детство – самый благодатный период для формирования личности, которая
с открытой и доверчивой душой начинает познавать мир и самого себя.
А как это происходит?.
Взрослые наставники, взяв за руку своего малыша, ведут его по Дороге Познания
мира. А помогают им на этом порой нелёгком пути фея Игра и её друг – добрый
волшебник Фольклор. Они сопровождают своего подопечного и в период
поступления в детский сад.
Публикация «Неоценимая роль фольклора в период адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
Приход ребёнка в детский сад всегда связан с трудностями адаптации, ведь это
совершенно новый этап в жизни малыша. Для него это первый опыт коллективного
общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без
проблем. Одни реагируют на детский сад плачем. Другие легко
входят в группу, но плачут вечером дома, третьи соглашаются идти в детский сад
с утра, а перед входом в группу начинают капризничать. Вот почему при
поступлении в детский сад и при обеспечении более быстрого перехода к новым
социальным условиям важно формировать естественную эмоционально-благоприятную
среду, в которой ребенок чувствовал бы себя
комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения,
введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора.
Фольклор является естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она
понятна, знакома и ясна ему. С самых первых дней его жизни он слышыт колыбельные
песни,которые поёт ему мама,знакомится с поэзией пестования,поэзией ласковых
прикосновений к нему. Так он узнаёт и приобщается к культуре народа.
Современные исследователи отмечают терапевтический эффект фольклора. В силу
своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их
пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует
появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально
благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях
фольклорного характера, малыши отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных
событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня,
вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это
помогает переключить внимание ребёнка, обеспечивает психологическую разгрузку.
Уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство
защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости. Таким образом
народные шедевры помогают установить эмоциональный контакт между ребёнком и
взрослым. Кроме того фольклорные жанры обогащают чувства детей, расширяют их
кругозор, развивают речь, формируют отношение к окружающему миру.
В играх, песенях, инсценировании сказок происходит
процесс реализации собственных возможностей ребёнка, раскрываются творческие
таланты детей, у малышей формируется самостоятельность, ответственность за
выполнение своей роли в определённом виде деятельности. Если у ребёнка всё удачно
получается, он чувствует удовлетворение от своей деятельности, что способствует
улучшению его эмоционального фона. А если что-либо не удаётся - учится слушать советы
старших, принимать помощь друзей, корректировать свою деятельность и поведение.
Сюжеты фольклорных жанров помогают малышу моделировать и проигрывать
жизненные ситуации. Так ребёнок познаёт мир человеческих отношений и постепенно
приобщается к миру взрослых.
Фольклорные произведения не содержат назиданий,
однако между строк читается так много, что каждый из нас понимает: фольклор для
ребёнка – народная дидактика, народная мудрость.