Валентина Лежнина
Непосредственно образовательная деятельность «Азбука — к мудрости ступенька» для подготовительной логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для усвоения и запоминания букв детьми, посредством использования всех модальностей восприятия дошкольника.
Задачи:
1. Познакомить с буквой Ш. Продолжать учить детей различать звуки на слух, а буквы – зрительно и на ощупь. Дать детям представление об истории возникновения славянской азбуки – Кириллицы.
2. Развивать у детей мышление, пространственную ориентировку, зрительное внимание и тактильную чувствительность.
3. Совершенствовать умение договариваться и уступать, при работе в парах. Воспитывать отзывчивость, стремление помочь окружающим.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Азбука — к мудрости ступенька“ для подготовительной логопедической группы» размещена в разделах
Оборудование: Наборное полотно, буквы с зеркальным написанием, аудиозапись, фломастеры, Буратино, жук-буквоед, разрезные картинки букв, мешочек с буквами, фото Кирилла и Мефодия.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, дети!
Я вижу, что настроение у вас замечательное. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового.
А сейчас встали красиво, спина прямая, плечи расправлены, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть весеннего воздуха, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения.
Вдох – выдох.
2. Основная часть.
А сейчас я загадаю вам загадку.
На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.
- Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь на занятии?
- А буквы были всегда?
- Как же появились буквы?
Из истории азбуки.
Давным–давно букв не было. Вначале люди пытались делать рисунки. Потом придумали первые буквы, которыми стали обозначать звуки речи.
Два ученых монаха - братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, на основе которой появилась русская азбука. (Показать). Старинную русскую азбуку так и называли – кириллица, по имени одного из братьев.
В этой азбуке буквы были очень красивые, их старались разрисовывать и украшать. А еще каждая буква имела свое название, свое имя. Например, букву А в старину называли АЗ (показать, а букву Б – БУКИ (показать). От названия этих букв и появилось слово АЗБУКА.
- Как вы думаете, у марийцев есть своя азбука? (Показать).
Буквы русской и марийской азбук похожи, но есть и различия.
Толкование пословиц.
- Мудрость народа храниться в пословицах.
«Азбука – к мудрости ступенька», т. е. путь к любой из наук проходит через азбуку. Азбука первая и очень важная ступенька в лесенке знаний.
- Как вы понимаете пословицу «Грамоте учиться - всегда пригодится». (Грамота, знание букв нам в жизни всегда пригодится).
Знакомство с новой буквой.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новой буквой.
- Что нарисовано на картинке?
- Какой первый звук в этих словах?
- Какие вы еще знаете слова, в которых первый звук [ш]. (2-3 слова).
Имя этой буквы имя ША, но мы с вами будем называть ее [ш], так как она читается, и какой звук обозначает.
- Из каких элементов состоит буква Ш? ( Из палочек: 3 палочки стоят, 1 лежит).
- Выложите эту букву из палочек у себя на столах.
-Молодцы. А какие еще буквы можно выложить из этих палочек.
Динамическая пауза.
Чтобы с буквой подружиться,
Нужно взять ее в игру.
- Давайте встанем, отдохнем и поиграем.
Можно в букву превратиться.
Превратимся в букву…. Т,
Превратимся в букву…. А,
Превратимся в букву…. Х,
Превратимся в букву…. М.
Наши пальчики скучают,
И подвигаться хотят.
Пусть тогда изображают
Буквы точно для ребят.
Изобразим буквы пальчиками.
Сюрпризный момент.
- Кот-то кажется к нам идет?
- Как вы думаете кто это? (Появляется Буратино с мешком и с азбукой).
Работа в парах.
- Буратино тоже очень хочет выучить буквы, но у него случилась беда, жук-буквоед съел все буквы в азбуке Буратино.
- Как мы можем помочь Буратино?
- Давайте дорисуем испорченные жуком буквы. Работать будем в парах. Договоритесь, кто из вас будет дорисовывать букву, а кто подарит ее Буратино.
-Какая замечательная из ваших рисунков получилась азбука для Буратино.
Дидактическая игра «Собери букву».
- Соберите рассыпавшиеся буквы.
Дидактическая игра «Узнай букву».
- Ребята, Буратино приготовил вам игру «Узнай букву». В чудесном мешочке буквы, не глядя, на ощупь нужно догадаться какая буква у вас в руках.
Дидактическая игра «Неправильные буквы».
-Буратино тоже постарался и сделал буквы.
- А все ли здесь написано правильно?
- Покажите Буратино, какие буквы написаны неправильно.
- Буратино очень доволен. Он благодарит вас за помощь и за подарки.
3. Итог.
- Что нового и интересного вы узнали на занятии.
Мы с вами хорошо поработали. Буратино очень доволен. Он благодарит вас за помощь и за подарки. Из ваших рисунков получилась замечательная Азбука. У Буратино тоже есть для вас подарки.