МААМ-картинки

Конспект поисково-исследовательской деятельности «Грачи» Видео (2 фото)

Светлана Крылова
Конспект поисково-исследовательской деятельности «Грачи» Видео

Программное содержание

Обогатить знания о наиболее часто встречающихся в ближайшем окружении птицах (грачах, продолжать формировать представления детей о взаимосвязях в природе (прилетели грачи – наступила настоящая весна). Учить детей проводить самостоятельно исследования, закрепить умения детей собирать доступную информацию на заданную тему, обрабатывать её, закрепить методы исследования, умения фиксировать информацию знаками и символами. Приобщать к изобразительному искусству, через знакомство детей с произведениями живописи: «Грачи прилетели» А. Саврасова. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; к словесному искусству.

Публикация «Конспект поисково-исследовательской деятельности „Грачи“ Видео» размещена в разделах

Развивать у детей познавательный интерес, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы и умозаключения, умение перевоплощаться, интерпретировать; художественного восприятия и эстетического вкуса,

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к новой информации, эмоционально-целостное отношение к природе и её обитателям.

Методические приемы:

1. Чтение стихотворения,

2. Ритуал утреннего приветствия,

3. Игровая мотивация «Мы - учёные»,

4. Художественное слово: загадки, приметы, стихи,

5. Хоровое повторение,

6. Просмотр мультимедийной презентации «Признаки весны»,

7. Способы исследования (карточки А. И. Савенкова,

8. Поисково-исследовательская деятельность детей ( сбор информации через: просмотр фильма в компьютере, чтение книг, обращение к воспитателю, специалисту,

9. Рассматривание репродукции А. Саврасова «Грачи прилетели»,

10. Беседа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» :

- Какое время года на картине?

- Как художник нарисовал грачей?

- Какое небо нарисовал художник?

11. Динамическая пауза (тренинг - оживление «Птицы»,

12. Упражнение «Если б я был птицей»,

13. Сообщение детей,

14. Психотерапевтическое упражнение «Подарим друг другу улыбку».

Словарная работа: «гнездовье», «проталины», «капель», «грачевник».

Материалы: мультимедийная техника, слайды с изображениями признаков весны, картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», корзинка с загадками о весны, доска, фломастер, карандаши, тетради «Юного исследователя», бейджи, карточки с изображением метода исследования по А. И. Савенкову, детская литература о птицах с закладками-грач, магнитофон с записью мелодии для игры «Птица».

Предшествующая работа

1. Уроки мышления (почему грач прилетает первым)

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций: «Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь?» и т. д.

3. Экологические наблюдения (внешний вид грача, приспособление конечностей к способу передвижения, способ добывания пищи) .

4. Практическая деятельность детей (подкармливание птиц) .

5. Подвижные игры «Танец птиц», «Грачи строят гнезда».

7. Упражнение «Птицы» (тренинг – оживление) .

8. Заучивание стихов о весне.

9. Тренировочные занятия по А. Савинкова

Используемая литература и информационные средства

1. Зебзеева В. А. О формах и методах экологического образования// Дошкольное воспитание. -1998.-№7.

2. Зебзеева В. А. Эколого-психологический тренинг// Дошкольное воспитание. -1999.-№7

3. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : Карапуз. - Дидактика, 2004.

4. Программа социально-эмоционального развития «Я-ты-мы» Князева О. Л., Стеркина Р. Б., М., 2005.

5. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. / Под ред. Л. А. Парамоновой. - М. :Олма Медиа Групп, 2010.

6. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований с дошкольниками//Вестник практической психологии образования. -2005.№1. январь-март.

7. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. / А. И. Савенков. - Самара, 2004.

8. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «23» ноября 2009 г. №655.

9. Фото: Весенние ручьи / Автор: Хорольский Евгений.

10. https://namonitore.ru/catalog/winter.html

11. https://www.planeta-l.ru/marradi_g

Ход занятия Дети под музыкальное сопровождение (песня «Улыбка» В. Шаинского)

встают в круг

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«-Доброе утро!»

- Доброе утро, солнцу и птицам!

-Доброе утро, улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым,

доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

(Н. Красильников)

-Наступило утро. Я улыбнулась вам, и вы подарите улыбку друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе и все здоровы. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и с выдохом забудьте все обиды, злобу, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- У меня сейчас хорошее весёлое настроение, потому что светит солнце. А у вас какое настроение? Почему вам весело?

Воспитатель выслушивает каждого ребёнка.

- Я очень рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня я хочу предложить вам отправимся в научный центр, где работают ученые. Давайте войдем в научный центр. Мы сегодня будем с вами учеными, которые занимаются исследовательской работой. А что значит – заниматься исследовательской работой? (Исследовательская работа – это когда люди – ученые ищут что-то новое.)

- Правильно. Теперь, дорогие ученые, займите свои места и послушайте меня:

Голубые, синие небо и ручьи.

В синих лужицах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки – кружева.

Первые проталины, первая трава.

(Е. Трутнева)

-А каком времени года пишет поэт?

- Сегодня я к вам пришла с такой чудесной корзиночкой. В эту корзину я собрала для вас загадки и приметы о весне. Слушайте внимательно, вам их нужно разгадать.

Воспитатель достает из корзинки загадки поочередно, а после ответов детей мультимедийная презентация примет весны.

• Что весной бежит, журчит, поет? (ручьи)

• Что с крыш свисает, капает, плачет? (сосульки)

• Весной капает, звенит, поет? (капель)

• Что весной греет, светит, припекает? (солнышко)

• Всех приметней, птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… .(грач)

- Ай, да молодцы! Скажем хором:

Спасибо весна тебе,

Что в этот день и час

Свою нам даришь красоту

И радуешь всех нас.

- В моей корзинке есть не только загадки, но и народные приметы, вот послушайте: «Если грач на горе – то весна на дворе» или «Увидел грача – весну встречай- говорят в народе.

- Подумайте, почему так в народе говорят? Какой вывод можно сделать? (с прилетом грачей начинается настоящая весна)

Ментальная карта (мыслительная) «Грач».

- Дети, а что вы еще знаете о граче?

- А я схематично нарисую, то, что сказал Ваня.

Воспитатель схематично записывает ответы детей.

- А что бы вы хотели узнать о граче?

Воспитатель схематично зарисовывает детские ответы.

- А как мы можем узнать? Как можно еще добыть информацию? Давайте их вспомним.

Воспитатель выставляет карточки Савинкова по предположениям детей: посмотреть в книгах, в компьютере, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент, обратиться к воспитателю.

– Вот сколько есть способов, чтобы добыть новую информацию.

– Пока мы с вами не умеем писать, нам помогут карточки – схемы. Они и будут нашим планом.

– У нас есть диск с видео фильмом о граче.

Используется мультимедийная презентация с текстовым сопровождением (см. «Грач») .

"Увидел грача – весну встречай". Считается, если грачи прилетели 17 марта и сразу сели в гнезда, весна будет теплой, а снег быстро сойдёт. Но, если грач прилететь прилетел, а в гнездо не сел, за обустройство жилья приниматься не спешит, такое поведение – недобрый знак. Скорого тепла можно не ждать. Мало того, что гнезда не строят, а еще и шумят. Это значит, что весна будет долгой и холодной. Пока грачи шумят и бездельничают, нам остается только наблюдать. Ведь как только они дружно возьмутся за ремонт своих гнезд, через два дня наступит настоящая весна».

- Запишите, пожалуйста, схематично, что вы узнали о граче по этому фильму в тетради «Юного исследователя».

- Вы предложили узнать о граче из книг, энциклопедий. Подойдите, пожалуйста, к книжному уголку, выберите книгу найдите информацию о граче. Зарисуйте, пожалуйста, значками, что вы узнали о граче из книг.

В книгах заложены закладки – грач на странице, где есть информация о граче, дети группируются по парам, берут книги и читают с помощью воспитателя. Воспитатель выполняет обязанности консультанта исследователей, помогает тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

- И следующая карточка, которая поможет вам узнать о граче. Что она означает? У кого можно спросить? (У вас) .

- Обратитесь ко мне с вопросом, пожалуйста: «Светлана Петровна, что вы знаете о грачах.

Дети обращаются с вопросом к воспитателю.

- У меня есть информация, о которой я вам расскажу: 17 марта Герасим – грачевник. В этот день пекли хлеб в виде грачей и считали, что после прилета грачей, через месяц снег сойдет.

- А теперь я представлю нашего гостя руководителя изостудии Раису Михайловну. Вы можете спросить у нее о теме нашего исследования.

(Взрослый-специалист приглашает детей к экрану) .

- Перед вами репродукция с картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

- Скажите, какое время года изображено на этой картине? (весна). Ранняя или поздняя? (ранняя). А как вы догадались?

Специалист оценивает ответы детей.

- Посмотрите на картину и скажите, как художник нарисовал грачей, что они делают? (грачи чинят старые гнезда и строят новые) .

- На каких деревьях строят гнезда грачи? (на березах) .

- Верно. Художник нарисовал группу берез, на их верхушках – грачи. А какое небо нарисовал художник? (голубое и немного желтоватое) .

- Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видели потемневший снег с проталинами, по которому скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину?

- Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».

Динамическая пауза: тренинг - оживление «Птицы».

- Ребята, давайте представим себя птицей, летящей высоко в воздухе. «Мы раскрыли крылья, кружим над землей. Увидели добычу, опустились на землю, отыскали червячка, полетели к гнезду, чтобы накормить птенцов».

Дети под музыку «летают» по залу.

-У вас прекрасно получилось. Кому понравилось быть птицей?

- Расскажите о своих ощущениях, пофантазируйте на тему «Если бы я был птицей?»

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Замечательно! Выходите, детки на лужок и быстрее сделайте кружок.

- Вам понравилось? А что нового узнали? Что бы вы рассказали маме, папе о граче?

- Посмотрите на свои записи, и вспомните, о чём мы говорили. Кто хочет рассказать?

Воспитатель выслушивает сообщения, желающих выступить, детей.

- Да, вы много узнали сегодня о граче. Давайте поблагодарим друг друга за отличную работу. Мы будем нежно дотрагиваться до плечика соседа, и говорить при этом добрые слова.

-Спасибо, Катя, мне было очень приятно с тобой работать!

Дети благодарят друг друга за помощь, хорошие советы, заботливое отношение и т. д.

Дружит с солнцем ветерок,

и трава – с росою.

Дружит с бабочкой цветок,

дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам,

поделить мы рады.

Только ссориться друзьям

никогда не надо.

-Нам было очень интересно вместе. И впереди нас ждут новые открытия.

Конспект поисково-исследовательской деятельности «Грачи» Видео
Фото «Грачи»
Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Коммуникация» «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Конспект непосредственнной образовательной деятельности детей по образовательной области «Коммуникация» в группе старшего дошкольного возраста.

Целевые прогулки с детьми 3–4 лет в сентябре Целевые прогулки с детьми 3-4 лет в сентябре. Целевые прогулки 1. Целевая прогулка по территории детского сада. Цель: формировать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект поисково-исследовательской деятельности «Грачи» Видео
Опубликовано: 23 марта 2014 в 13:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки