Оксана Худякова
Непосредственно образовательная деятельность (коммуникация) в старшей группе на тему «Волшебные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- познакомить с правилами этикета, историей этих правил;
- раскрыть значение вежливых слов;
- дать детям представление о формах вежливого общения друг с другом и со взрослыми,
Развивающие задачи:
- развивать умение правильно использовать вежливые слова в процессе общения;
- закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространённые предложения;
- развивать внимание, мышление, связную речь.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность (коммуникация) в старшей группе на тему „Волшебные слова“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Воспитательные задачи:
- вызвать желание быть вежливым;
- воспитывать потребность в вежливом и доброжелательном общении с окружающими;
Словарная работа:
Активизация словаря: здравствуйте, привет, до свидания, до встречи, пока, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спасибо, пожалуйста, извините, простите.
Обогащение словаря: приветствие, прощание, благодарность, просьба.
Материал и оборудование:
- Сюжетные картинки с изображением моделей поведения детей в различных ситуациях;
- Атрибуты кукольного театра: ширма, домик, куклы (медведь, заяц, лиса).
Ход НОД:
1. Организационный момент. Игра «Назови ласково»
– У каждого человека есть имя. Меня зовут Оксана Николаевна. А тебя? (ответы детей). Каждого человека можно назвать ласково. Например, Леру я назову Лерочка. (Дети называют друг друга ласковыми именами).
– Так приятно слышать, когда тебя ласково называют по имени. Но есть ещё много слов, которые помогают нам общаться, дружить, быть вежливыми. Сегодня на занятии мы с вами вспомним эти «волшебные» слова. Садитесь за столы.
2. Рассказ воспитателя
– Было это очень-очень давно. Древние люди жили в пещерах и конечно же не знали, что такое вежливость. Но однажды при встрече один человек протянул руку другому. Это означало: «Посмотри, в моих руках нет ни камня, ни палки, нет ничего такого, что угрожало бы тебе». И это было первое рукопожатие, так появилась вежливость. А когда люди научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия. И сейчас человек знает очень много таких слов.
– Дети, назовите слова приветствия. (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер).
– Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу здоровья. Слово «здравствуй» и означает: «будь здоров». По-разному можно было приветствовать знакомого человека и незнакомого, но отклониться от приветствия, не ответить на него всегда читалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: «Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне. Я желаю тебе здоровья». Вот что означает слово «здравствуйте». Это слово легко заменить словом «привет». Но использовать его можно не всегда.
– Дети, как вы думаете, кому можно говорить «привет»? (Друзьям, сверстникам)
– Какие вежливые слова можно использовать, чтобы попрощаться со взрослыми, со старшими? (До свидания, до скорой встречи, всего доброго)
– А что можно сказать при расставании друзьям, как можно с ними попрощаться? (Пока)
– Какие ещё вы знаете вежливые слова кроме слов приветствия и прощания? (Спасибо, пожалуйста, простите, извините).
– Когда мы используем эти слова? (Когда о чём-то просим, кого-то благодарим или хотим попросить прощения).
– Мы с вами вспомнили много вежливых слов и рассказали, для чего они нужны и когда их надо произносить.
3. Этюд «Утреннее фото»
– А сейчас мы немного отдохнём. Встаньте около своих стульчиков.
Встань, как только солнце встанет (потянуться, руки вверх)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет - (вытянуть руки вперёд)
Ты подставь скорей ладошку.
Давайте поздороваемся с солнышком: «Здравствуй, солнышко!» (подставляют ладошки солнышку)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым. (провести ладонями по лицу, наклониться и дотронуться до ног)
Всё прибрав, иди к ней прямо (шагать на месте)
И скажи ей: «С добрым утром!» (повторить «С добрым утром!»)
А потом с улыбкой, в песней
Выйди к травам, людям, птицам… (широко развести руки в стороны)
И весёлым, интересным
День твой должен получиться! (улыбнуться друг другу)
4. Беседа по картинкам
– Сейчас я покажу вам картинки, а вы посмотрите и подумайте, какие поступки совершают дети, изображённые на картинках. Какие поступки заслуживают одобрения, а какие нет? И какие вежливые слова должны были сказать дети?
– Воспитатель с детьми рассматривает картинки по схеме:
1. что изображено на картинке?
2. что дети сделали неправильно?
3. как надо сделать правильно?
4. что надо сказать в этой ситуации?
– Вы правильно оценили все поступки и объяснили, как нужно было сделать и что сказать.
5. Двигательная пауза
– Давайте отдохнём. Выходите из-за столов, становитесь в круг. Мы поиграем в знакомую вам игру.
Мишка вышел из берлоги, (шагать на месте)
Огляделся на пороге. (оглядеться по сторонам)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Мишка до пяти считал,
Мишка гири поднимал –
Раз, два, три, четыре, пять. (под счёт разгибать и сгибать согнутые в локтях руки)
Буду гири опускать –
Раз, два, три, четыре, пять. (наклониться, разгибать и сгибать руки)
Мышцы буду напрягать. (согнуть руки в локтях, показать «мышцы»)
– Мы с вами показали, как Мишка тренировался и набирался сил, и теперь он пришёл к нам в гости. Берите стулья, садитесь. (Дети садятся перед ширмой кукольного театра).
6. Инсценировка «Как Мишка стал вежливым» (кукольный театр)
С одной стороны ширмы укреплён домик.
С другой стороны появляется Мишка.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях! (Мишка)
А почему же Мишка молчит, ничего не говорит? Ребята, подскажите, пожалуйста, Мишке, что нужно говорить при встрече? (Здравствуйте)
Мишка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Мишка, а что же ты такой грустный?
Мишка: Я заблудился и не могу найти дорогу домой. Помогите мне!
Воспитатель: Мишка, мы с радостью тебе поможем, если ты попросишь правильно. Дети, какое волшебное слово мы произносим, когда просим о чём-то? (Пожалуйста)
Мишка: Я понял! Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой!
Воспитатель: Иди, Мишка, вот по этой дорожке прямо и никуда не сворачивай.
Воспитатель: Пошёл мишка по дорожке и встретил Зайца.
Мишка: Уходи, Заяц, с моей дороги, дай мне пройти!
Воспитатель: А Заяц стоит и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему? (Потому что надо попросить вежливо, сказать «пожалуйста») Правильно, но сначала надо поздороваться. Ты понял, мишка?
Мишка: Понял! Здравствуй, зайка! Разреши мне, пожалуйста, пройти.
Зайка: Здравствуй, Миша! Проходи, пожалуйста.
Воспитатель: И собрался мишка идти дальше. Постой, Миша! А ты ничего не забыл?
Мишка: Нет. У меня ведь в лапах ничего не было.
Воспитатель: А вы, ребята, не подскажете Мишке, что ему надо было сделать? (Сказать Зайке «спасибо» и «до свидания»).
Зайка: пожалуйста, Мишенька! До встречи!
Воспитатель: Пошёл Мишка дальше, а навстречу ему Лиса.
Мишка: Вспомню-ка я, чему меня ребята учили. Здравствуй, Лисонька!
Лиса: Здравствуй, Мишенька!
Мишка: Будь добра, помоги мне, пожалуйста, найти дорогу к дому.
Лиса: С удовольствием помогу. пойдём со мной, я приведу тебя прямо к дому!
Мишка: А вот и мой дом! Спасибо тебе, Лисонька!
Лиса: Пожалуйста, Миша! До встречи!
Мишка: И вам, ребята, спасибо, подсказали удивительные, волшебные слова. Я всё понял! Теперь я везде и всегда буду говорить волшебные слова, ведь они так помогают! И все, кто их слышит, становятся добрыми и приветливыми. До свидания, ребята!
7. Итог НОД:
Ай да Миша! Научился у вас, ребята, вежливым словам. А чему же научились мы с вами сегодня на занятии? (Здороваться, прощаться, вежливо обращаться друг к другу и к старшим, вспомнили вежливые слова). Никогда не забывайте про эти слова, и вы увидите, какими добрыми и приветливыми станут все вокруг вас.