Непосредственно образовательная деятельность «Свойство воды и воздуха» (подготовительная группа)

Ольга Семёнова
Непосредственно образовательная деятельность «Свойство воды и воздуха» (подготовительная группа)

Познание: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Систематизировать и расширять знания о воздухе и воде. Совершенствовать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Здоровье: Формировать произвольность дыхания в упражнениях.

Безопасность: Воспитывать аккуратность в работе с водой.

Труд: Закреплять приёмы элементарного экспериментирования.

Музыка: Развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.

Художественная литература: Формировать художественное восприятие литературных произведений.

Социализация: Вызывать радость от открытий, полученных из опытов. Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Коммуникация: Развивать общие речевые навыки. Расширять и активизировать словарь детей.

Материалы к занятию: глобус, 3 таза, стаканчики прозрачные, воронки, трубочки, шарики из ваты, пакеты, камень, воздушный шарик, капелька, презентация «Свойство воды и воздуха».

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними познакомимся.

Здравствуйте, я капелька, а я шарик!

- Они никогда не были в детском саду, и ещё ничего не знают о нашей жизни.

- Давайте сегодня мы будем учёными и займёмся исследованиями вместе с гостями.

Слайд 3. (Звучит тихая музыка)

- Наш дом родной, наш общий дом

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Слайд 4.

- Вот так планета Земля выглядит из космоса. Какого цвета наша планета? А почему она кажется голубой?

- Да, конечно. Весь наш земной шар окружён оболочкой из воздуха. Без него не было бы жизни на земле.

Слайд 5.

Итак, первое наше исследование начинается.

Для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Как проверить. Зажмите носики и ротики. Попадает воздух в организм? (нет) Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте воздух понюхаем. Есть у воздуха запах? (н) А воздух мы можем увидеть? (г) Значит, он невидимка, волшебник. Почему я называю его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашем зале? (стекло)

- А что еще прозрачным может быть? (вода)

- В каких предметах можем найти воздух? (в мячике, шарике, в камере автомобильной, в надувной лодке, в баллонах у космонавтов и аквалангистов)

Слайд 6.

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать). Как с помощью листочка нам ощутить воздух? (помашем им) Что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (надо привести его в движение). Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Как с воздухом можно и поиграть (пускать мыльные пузыри, гнать кораблики - дуя по воде, чтобы он плыл дальше, играть с мячиком и шариком)

- А вот сейчас и мы с вами поиграем с воздухом.

Игра «У кого пушинка красиво поднимается». (Упражнение на дыхание).

Поставим пушинку перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на пушинку. Как нужно подуть, чтобы пушинка подлетела выше? (сильнее)

- Возьмите в руки камень, сожмите его в кулачке. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Давайте попробуем. Значит какой можно сделать вывод. (воздух не твердое тело).

Итак, вот наше первое открытие - воздух, ребята, это газ. Воздух какой? (г, н) (невидимый и не имеет запаха). Но как же тогда нам его обнаружить? (нужно его поймать) Сейчас мы с вами будем фокусниками. Будем ловить воздух. Возьмите пекеты, поднимите ручки вверх, а теперь опускайте вниз и скручивайте пакет с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.

В чём мы убедились, проделав этот опыт? (воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место вокруг нас). А внутри нас есть воздух? Как это проверить?

- На столах стоят тазы с водой и трубочки. При помощи этих предметов мы можем показать капельки и шарику, что воздух есть внутри нас? Как?

- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в тазу? (пузырьки)

Слайд7.

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) Как нужно подуть, чтобы пузырьков стало больше? (дуем сильнее). Что это доказывает? (что мы выдыхаем воздух).

- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.

Слайд 8.- Какой воздух в городе? (грязный) Почему? (много транспорта, выброс отходов заводами и фабриками)

Слайд 9.- Какой воздух в лесу? (чистый) Почему? (много растений, нет транспорта, фабрик и заводов)

- Где легче дышать? (в лесу) Почему?

- Как помогают растения очищать воздух расскажет Ваня:

Слайд 10. Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зелёные листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха, а выделяют кислород. Чем больше растений вокруг. Тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

- Ребята, что мы можем сделать, чтобы воздух в городе стал чище? (садить деревья, цветы; ставить очистительные сооружения на фабрики и заводы)

(ГОЛОС ШАРИКА) – Ребята, я очень благодарен вам за то, что я узнал про себя много интересного.

Слайд 11.

- Мы ещё много нового и интересного вам с капелькой расскажем.

- Как называется этот предмет? (глобус)

- Правильно, глобус – это модель Земли, только уменьшенная во много раз.

Посмотрите на глобус. Жёлтым и коричневым цветом, что обозначено? (суша)

А голубым цветом? (вода)

- Чего больше на Земле, суши или воды?

Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть, кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море..)

- А можно пить морскую воду? Почему? (В океанах и морях много воды, но она солёная и не годится для питья)

(ГОЛОС КАПЕЛЬКИ) – Ребята, а что вы ещё обо мне знаете?

- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?

- Ребятки, вода это что? (жидкость)

- Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

- Каким цветом вода? (г)

- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (я)

- Как можно изменить вкус?

- Запах есть у воды? (н)

- Запах можно изменить?

- А сейчас мы с вами проведём эксперимент. Перед вами стакан с водой. Что можно сказать о воде? (вода грязная)

- Как можно из грязной воды сделать чистую (очистить, профильтровать).

Давайте вместе попробуем. Для этого возьмём воронку, вложим в неё 2 ватных диска и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрим, что у нас получится.

Эксперимент мы проведём,

Воду чистую найдём

Грязь не пустим через фильтр,

Чтоб водой смогли напиться.

Что ребята получилось? (вода стала чище)

- А что стало с ватой? (стала грязной)

- Без чистой воды человек не сможет прожить. А кому ещё нужна чистая вода? (рыбам, птицам, домашним животным, зверям, насекомым).

- А теперь давайте подумаем, где ещё в природе встречается вода?

Послушайте звуки музыки и ответьте на этот вопрос. Закройте глазки и слушайте.

Слайд 12, 13. Вы узнали, что это? (ручеёк).

Слайд 14, 15. Что сейчас с вами разговаривает? (море)

Слайд 16, 17. Что сейчас слышите? (дождик) Посмотрите, как он красив.

Слайд 18. Полюбуйтесь, сколько маленьких капелек играет в воздухе.

- А теперь я предлагаю поиграть.

Над тобою, надо мною,

Пролетел мешок с водою.

Налетел на дальний лес,

Прохудился и исчез. Ой, что это? (Туча) Слайд 19.

Я буду мама тучка, а вы капельки. Делайте всё, что я скажу.

Слайд 20. Капелькам пора отправляться в путешествие. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать.

Слайд 21. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (капельки мальчики составляют ручеёк и капельки девочки свой ручеёк, друг за другом).

Слайд 22. Встретились ручейки и стали большой речкой (мальчики берут за ручку девочку, становятся пара за парой – двигаются).

Слайд 23. Плывут капельки по реке, и попали в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться.

Слайд 24. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

Слайд 25. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой Тучкой побудьте, она без вас соскучилась. Ребята, а вы догадались, как попадает вода в речку?

(Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе на экране.)

Слайд 26. Посмотрите на экран: когда солнце нагревается поверхность водоёма или суши содержащая там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе движутся по кругу.

- Очень мало пресной воды на Земле и её надо беречь и экономить.

Давайте вспомним главные правила: Слайды 27.

Не выливать и ничего не бросать в реку.

• Не мыть машины на берегу. Слайд 28

• На заводах и фабриках строить очистительные сооружения. Слайд 29.

• Охлаждать летом газ. воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды. Слайд 30.

• При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло. Слайд 31.

- Ребята, запомните пословицу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». Слайд 32. Давайте повторим вместе. Слайд 33.

(ГОЛОС КАПЕЛЬКИ И ШАРИКА) Спасибо, ребята! Мы много интересного узнали о себе. Слайд 34.

- Давайте ещё раз напомним нашим гостям, что мы сегодня делали, о чём разговаривали, чтобы они не забыли.

- Воздух – это…. (газ)

- Какими свойствами обладает воздух? (г, н)

- Вода – это…. (жидкость)

- Какими свойствами обладает вода? (г, н, я)

- Запомните на всю жизнь – вода и воздух это богатство нашей планеты и залог здоровья и людей, и животных, и растений.

Спасибо Капелька и Шарик, и вам ребята спасибо, за вашу активную и заинтересованную работу.

- А сейчас попробуйте угадать, что я хочу вам подарить на прощанье. В этом подарке есть вода (мыльный раствор, а играть вы будете при помощи воздуха.

Давайте ребята, попрощаемся с гостями и скажем ДО СВИДАНИЯ!

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Секреты воздуха» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе. Задачи: Образовательная:.

Экспериментальная деятельность в детском саду «Хрустальная льдинка»Экспериментальная деятельность в детском саду «Хрустальная льдинка» Тема: "Мини проект "Задачи: 1. Формировать представление о снеге и его свойствах. 2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность «Свойство воды и воздуха» (подготовительная группа)
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 18:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны...
Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны птичьего мира». Выполнила: Карловская Оксана Анатольевна МАДОУ...
Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...