Елена Ложкина
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания-практикума «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание №2
«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
Форма проведения: собрание практикум
Цели родительского собрания:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
3. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Публикация «Нетрадиционная форма проведения родительского собрания-практикума „Развитие у ребёнка мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Повестка:
1. Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»
2. Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»
3. Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»
Ход собрания
1. Выступила воспитатель группы Ложкина Елена Владимировна: сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»
Родителям было предложено отгадать загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все они лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать? (пальцы)
Тема нашего собрания – практикума была посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка. Внимание родителей на выставку работ детей нашей группы (работы детей по пластилинографии)
Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Почему же так важно подготовить руку ребёнка к письму? Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Если мы с вами, как родители, так и педагоги, будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:
1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
В детском саду мы с детьми занимаемся рисованием, раскрашиванием, аппликацией, лепим из пластилина, выполняем упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые гимнастики, конструируем (играем с конструкторами, мозаикой, шнуровкой) и т. д.
(воспитатель предлагает рассмотреть рабочие тетради, предназначенные для раскрашивания) Дома понаблюдайте за детьми, если ребёнок поворачивает лист бумаги при рисовании и закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая, таким образом, себя тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив нарисовать окружность. Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, то он не справится с этой задачей или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
• В младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, например:
ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!
• Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.)
Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
(На слайде высказывание ученого) В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Главное понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.
3.
Проведён практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»
(На столах коробки с пластилином, плотный картон с фоном, дощечки для лепки, салфетки для рук)
Проведён практикум по развитию мелкой моторики рук с помощью пластилина в технике пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста:
• Начинаем изготовление «Золотой рыбки» с туловища. От большого кусочка пластилина надо отщипывать маленькие, пальчиками раскатываем шарики, методом надавливания прилепляем «чешуйки» от хвоста к голове.
• Голову «раскрашиваем» пластилином. Маленьким комочком делаем глаз.
• Хвост и плавники оформляем тоненькими «колбасками», слегка придавливая их.
У нас получились замечательные рыбки. Предложено подписать их для оформления выставки работ и показа их детям.
4. Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»
Родителям рекомендовано использовать существующие и другие формы развития мелкой моторики рук у детей, которые можно применять и дома:
o Работа с раскрасками карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след
o Пальчиковая гимнастика – шнуровка. Это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
o Игры с конструктором, мозаикой
o Нанизывание бус и пуговиц
o Сматывание цветных ниток в клубочки
o Игры-инсценировки с пальчиковым театром
o Аппликация и оригами
o Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.
Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится. Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Решение собрания:
1. Продолжать работу с детьми в выбранном направлении по образовательным задачам и способствовать полноценному развитию детей.
Использованная литература: Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. -М. :Издательство "Скрипторий 2003", 2011.-104с.