Наталья Рыбина
Нетрадиционное физкультурное занятие «Богатырские потехи»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «От рождения до школы»
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
Воспитатель: Рыбина Наталья Алексеевна.
Образовательная область: «Физическая культура».
Интеграция областей: «Музыка», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация».
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Тема: «Богатырские потехи».
Цели:
Публикация «Нетрадиционное физкультурное занятие „Богатырские потехи“» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
1. Развитие у детей интереса к занятиям спортом.
2. Осуществление взаимосвязи физической культуры с народными традициям, с устным фольклором.
3. Формирование устойчивых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости).
4. Укрепление духовного состояния и физического здоровья.
5. Развитие любознательности; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры.
Задачи.
Оздоровительные:
1. Формировать правильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений и игры;
2. Укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнений упражнений;
Образовательные:
1. Закреплять навыки ходьбы с высоким подниманием колен, на носках, на пятках;
2. Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, чувство ритма, умение выполнять парные и коллективные действия;
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство ответственности за порученное задание; интерес и любовь к русским традициям;
2. Создать благоприятную обстановку на занятии.
Ход занятия
Вводная часть.
Дети входят в зал под фонограмму «Марш. Как ныне сбирается Вещий Олег» и строятся в одну шеренгу.
Воспитатель:
- Равняйсь! Смирно! Вольно! Ребята, сегодня у нас гости. Давайте дружно с ними поздороваемся. (дети здороваются с гостями).
А теперь поздороваемся со своими ручками:
Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки.
Массаж рук «Поиграем ручками»
- Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит в сторонке?
А ну, быстрее лови кураж
И начинай игру массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом ручки разогрею,
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Пальчик в пальчик я вложу,
«Переплетаем» пальцы.
На замочек их закрою
Зарываем пальцы на замок.
И тепло поберегу.
Подносим к груди. Пауза.
Вытяну я пальчики,
Вытягиваем пальчики вверх.
Пусть бегут как зайчики.
Шевелим пальчиками.
Раз- два, раз – два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? Это Совушка – Сова. Она нам принесла письмо. Интересно, от кого оно?
Читают письмо:
- Это письмо от Забавы Путятишны. Её похитил Змей Горыныч, она просит, чтобы мы её освободили. Поможем, ребята, Забаве Путятишне?
Дети: Да!
Вводная часть
1. Построение в шеренгу (Строясь в шеренгу выровняйте носки ног. Поставьте ноги вместе).
2. Команды «Равняйсь! Смирно!» (По команде «Равняйсь!» поверните голову в сторону ведущего, подравняйтесь в шеренге.
По команде «Смирно!» смотрите прямо перед собой, старайтесь стоять неподвижно).
3. Команда «Вольно!», поворот направо, ходьба с высоким подниманием колен. (Во время ходьбы выше поднимайте колени, идите свободно, выполняйте энергичные взмахи руками, голова приподнята. Смотрите прямо перед собой, соблюдайте интервалы в колонне).
4. Ходьба на носках (Поднимите руки вверх, поднимитесь на носки, идите коротким шагом, напрягите мышцы спины, колени не сгибайте, потянитесь вверх).
5. Ходьба на пятках (Положите руки на пояс, во время ходьбы на пятках, старайтесь ступать мягко, голова приподнята, старайтесь слегка наклоняться вперёд).
6. Бег на носках (Бегайте легко, отталкивайтесь носком ноги. Плотно сомкните губы, дышите носом. Активные движения руками помогут вам правильно дышать и восстановить дыхание.
По команде «Кругом!» бег в противоположном направлении).
7. Ходьба с высоким подниманием колен (Дышите свободно, старайтесь восстановить дыхание, выполняйте энергичный взмах руками, выше поднимайте колени).
8. Дыхательные упражнения. Игро-терапия «Совушка – Сова» (По сигналу «день» дети – совы медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперёд и взмахивают руками – крыльями. Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у-у-ффф». Повторяют 2 – 4 раза).
9. Перестроение детей в 3 колонны (Перестраиваясь, соблюдайте равнение в колонне и выполняйте ходьбу с высоким подниманием колен).
Основная часть.
ОРУ с гантелями под музыку А. Пахмутовой «Богатырская сила».
-Проигрыш (Маршируют на месте)
-То не грозное небо хмурится,
Не сверкают в степи клинки. (И. п. – основная стойка, руки с гантелями перед грудью. Поочередно отводят руки в стороны.)
-Это батюшки Ильи Муромца
Вышли драться ученики. (Руки в стороны – руки перед грудью.)
-Проигрыш (Сгибают правую руку к плечу, разгибают вперёд (4 раза). То же повторяют левой рукой.)
-За победу их ветры молятся,
Ждут их тернии и венцы. (Выполняют 4 приседания, вытягивая руки с гантелями вперёд.)
-Разгулялися добры молодцы,
Распотешились молодцы. (Делают повороты корпусом вправо и влево с отведением рук в стороны.)
-Проигрыш (Руки в стороны – вперёд (4 раза). Прижимают руки к груди и выполняют наклоны головы вправо – влево.)
-Припев:
Это надобно жить красиво!
Это надобно жить раздольно (Руки к плечам – в стороны.)
-Богатырская наша сила,
Сила духа и сила воли! (Кружатся вокруг себя на шаге марша.)
-Проигрыш (Маршируют на месте)
-Богатырское наше правило,
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь! (Делают выпады вперёд то правой ногой, то левой с разведением рук в стороны (4 раза).)
-Проигрыш (Одновременно сгибают руки к предплечьям и выпрямляют их прямо перед собой.)
-Припев: 2 раза
Это надобно жить красиво!
Это надобно жить раздольно (Руки к плечам – в стороны.)
-Богатырская наша сила,
Сила духа и сила воли (Кружатся вокруг себя на шаге марша.)
Дети перестраиваются в одну колонну, убирают гантели.
Садятся на стульчики.
Заключительная часть.
Воспитатель: Богатырскую разминку мы с вами провели, что же нас дальше ждёт? Куда же мы попали?
- Дети, наверное, это избушка Бабы Яги, давайте позовём её.
Дети. - Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!
(Дети и ведущий произносят эти строки 3 раза, наконец - то Баба Яга выходит из избушки.)
Баба Яга.
- Кто ко мне пожаловал? Деточки? Да какие вы все хорошенькие, пухленькие. Вовремя вы пришли, а я ведь так проголодалась.
Ведущий.
-Уж не съесть ли ты нас собралась?
Баба Яга.
- А что же я на вас смотреть должна?
Ведущий.
-Ты нам Бабка Ёжка лучше помоги освободить от Змея Горыныча Забаву Путятишну.
Баба Яга.
-Ага! Понятно! Ишь вы прыткие какие! Захотели самого Змея Горыныча победить. Ну – ка я вас испытаю, какие вы смелые да ловкие, стоит ли вам вообще с Горынычем связываться! Давайте устроим богатырские состязания!
Ведущий.
-Хорошо мы согласны, давай. Издавна богатыри сражались с нечистой силой. А вы, ребята, можете вспомнить кто это такие? (Ответы детей). Молодцы!
Стройся! На «первый – второй» рассчитайсь!
Расчёт на 1 и 2, построение в две дружины (первая дружина пять шагов вперёд, вторая – три)
1. Эстафета «Одевание».
Снаряжение сложено на линии старта. Воевода дружины находится на линии финиша. Задача: перенести снаряжение до линии финиша, перепрыгивая «ров» и облачить в одежду богатыря.
2. Эстафета «Баба-яга».
Дети на время превращаются в эту старуху: встают одной ногой в ведро-«ступу» и «летят» на метле, махая в воздухе веником.
Баба Яга :
- Ну, надо же я и не ожидала! А вы и впрямь ловкие и смелые!
Баба Яга проводит
психогимнастику по методике М. И. Чистяковой
Вкусные конфеты.
1. Ведущий держит воображаемый кулёк (коробку) с конфетами.
Чтобы одолеть нам Змея Гороныча предлагаю съесть вкусные конфеты – волшебные, которые придадут вам силы и ловкости.
2. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят ведущего.
3. Разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот.
4. Изображают удовольствие, конфеты очень вкусные.
Баба Яга предлагает поиграть дальше в игры- эстафеты, чтобы победить Змея Горыныча, стать русскими богатырями.
Две команды изображают дружины русских богатырей.
3. Эстафета «Змея»
Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползёт. Она изгибается при этом всем телом. Она плавно огибает все препятствия на своём пути.
Для эстафеты нужны 5-6 стульев, их устанавливают на линии движения. Вся команда выстраивается в колонне по одному, кладут руки на плечи впереди стоящему и дружно приседают на корточки.
Задача: преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая все препятствия и не задевая их. Важно не расцепиться и не встать в полный рост, иначе получится «змея с ногами» или «разорванная змея», а такого в природе не бывает.
Баба Яга:
Все преграды покорились,
Богатыри все в путь пустились (звучит тревожная музыка)
Но, увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило!
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
4. Эстафета «Змей Горыныч трёхголовый» (бег втроём в обручах)
Дыхательное упражнение А. Н. Стрельниковой «Ладошки»
И. П. - встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза электросенса.
Сделать короткий, шумный, активный вдох («шмыгнём», звучно на весь зал)носом и одновременно сжать ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только в ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем, кисти рук на мгновенье разжимаем. Не следует растопыривать пальцы при выдохе. (Повторить 4 раза).
Воспитатель: Ну вот, мы и добрались до тридевятого царства, тридесятого государства.
5. Эстафета «Бой со Змеем Горынычем»
Ребятам вручают шлемы, мечи, щиты и детские лошадки или палки. На расстоянии 15-20 см стоят стулья, к которым привязаны по три надувных шара, разрисованные под Змея Горыныча. По сигналу ведущего «богатырь» должен сесть на «коня», доскакать до «Змея» и «срубить» ему одну голову, а затем вернуться в команду все также на коне. В бой вступает второй. Та дружина, которая быстрее победит Змея Горыныча, побеждает в конкурсе.
Баба Яга:
Вы змеюку одолели!
Он в овраг большой свалился,
Тут же наземь повалился,
Там издал последний вздох,
Да и сразу же издох…
Выходит Забава Путятишна:
-Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Низкий вам поклон за ваши добрые сердца и смелые поступки. Спасли вы меня от смерти неминуемой.
Ведущий.
-Все трудности и препятствия преодолены, силы, ловкости у вас достаточно, справились со Змеем Горынычем. (Построение в одну шеренгу).
Вот и кончились страданья
Да большие испытанья!
Баба Яга.
-Конечно, обрадовались! Победили Змея Горыныча и рады! Вы- то молодые, сильные, смелые, ловкие, а я старая несчастная Бабуся Ягуся.
Ведущий.
Забава Путятишна: Дети, скажем спасибо Бабе Яге, что она нам помогла одолеть Змея Горыныча и подарим ей молодильное яблочко. Она совсем не злая, просто старая и немощная.
Дети дарят Бабе Яге молодильное яблочко. Баба Яга откусывает яблоко и молодеет на глазах: вместе с платком снимает с головы седой парик; под ним оказывается рыжий парик с бантиками; под старыми лохмотьями – опрятная юбка с кофтой и передник.
Ведущий подаёт ей зеркальце.
Баба Яга (смотрится в зеркало).
-Ах! Какая я красавица! Прямо как 500 лет назад. Ой, спасибо, милые детушки! Ну угодили, порадовали вы меня.
Поздравляю вас, ребята!
Заслужили вы награды! (Раздаёт настоящие конфеты).
В конце занятия
Воспитатель:
-Дорогие, ребята! Вы сегодня отлично занимались, соревновались, проявили ловкость, находчивость, смелость, освободили Забаву Путятишну.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем (дети хором) «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!