Анастасия Новикова
Нетрадиционные способы работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные способы работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОО
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко - координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.
Публикация «Нетрадиционные способы работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОО» размещена в разделах
Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс. Значительное число пяти- шести - семилетних детей испытывают трудности в освоении письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно - напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.
Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т. е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспитатель должен своевременно разъяснять родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной технике письма. Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно подготовить к этому.
Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы изображения. Изобразительная деятельность с применением различных нетрадиционных художественных техник даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует эстетическому и нравственному развитию, расширению кругозора, развитию мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п., художественных способностей и эстетического вкуса.
Декупаж (франц. dcoupage – "разрезание, вырезывание" от couper – "резать") – декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п., которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.
В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками.
Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И, собственно, единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
Техника декупажа на плоскости доступна детям старшего дошкольного возраста. Работу с детьми по изобразительной деятельности в данной технике можно строить по плану, имея цель: дать понятие о технике – декупаж, обучить приёмам декорирования предметов, развить эстетический вкус и творческие способности при оформлении работы; воспитать интерес к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества.
Техника изготовления:
Первая и самая важная операция, это выбор изделия для декупирования.
Детям даё тся инструкция:
«1. Выберите понравившийся рисунок и вырежьте его. Разделите салфетку на слои, далее работайте только с самым верхним, красочным слоем.
2. Нанесите клей на поверхность и наложите вырезанный мотив. Покройте двумя слоями клея, который соответствует вашей поверхности. Салфетка должна полностью пропитаться клеем, а рисунок надо тщательно и очень аккуратно разгладить кистью (не рукой).
3 .Время высыхания и обработка поверхности после высыхания зависит от использованного клея.»
Техника декупажа позволяет декорировать любые поверхности.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники, например пластилинография. Пластилинография – это один из видов декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Материал для создания пластилиновой картины: картон с контурным рисунком; набор пластилина; салфетка для рук; стеки; бросовый и природный материалы. Рекомендации по организации работы в технике пластилинография: использование в качестве основы плотного картона поможет избежать деформации картины; нанесенная на основу клейкая пленка предотвратит появление на ней жирных пятен; покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь» .
Методика работы :
1. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму, что облегчит работу дошкольникам.
2. Обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.
3. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада. На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете. Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике изонити : иголка с широким ушком; цветные катушечные нитки № 20-40; ножницы; шило (короткое – 1 см, длинное шило желательно обрезать; кусок пенопласта для подкладки во время прокалывания шилом, чтобы не испортить поверхность стола; цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий картон для большей плотности; линейка или трафареты (в том числе трафареты окружностей, выполненные из плотного картона, с нанесенными по краям отметками (количество отметок по всем сторонам трафарета должно быть одинаковое); фигурные лекала для изображения дуг, завитков, овалов.
Подготовка к работе с изонитью :
1. На лист цветного картона (или бархатную бумагу) с изнаночной стороны наносят рисунок (угол, окружность, дугу или овал). При этом можно использовать трафарет.
2. По линиям с изнаночной стороны наносят разметку для дырочек (по трафарету или по линейке). Число дырочек по обеим сторонам угла должно быть одинаково.
3. Подложив пластину пенопласта, шилом прокалывают дырочки по разметке. На лицевой стороне будут отверстия, повторяющие рисунок на изнанке.
В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой квиллинг. ДонателлаЧиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. За несколько минут можно получить двух- и трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности. Набор инструментов и материалов для квиллинга: тонкое шило для скручивания полосок, игла которого не превышает 1 мм в диаметре, можно использовать гобеленовые иглы или булавки; 7 пинцет для составления композиций (прямой и гладкий); ножницы небольшого размера с острыми прямыми кончиками, например, для вырезания силуэтов; клей ПВА; специальная бумага (длина – 27 см, ширина – 0,3 мм, можно использовать обычную цветную бумагу, но из-за другой плотности она будет деформироваться при скручивании.
Техника квиллинга:
1. С помощью тонкой иглы шила нужно туго накрутить бумажную ленту.
2. Полученный ролл равномерно распустить, сформировать из него нужный элемент и аккуратно подклеить за край ленты.
Чтобы обучение у детей происходило эффективно необходимо соблюдать одно из главных условий - поэтапность и систематичность:
- знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга;
- знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.
Основой для выполнения почти всех форм является – спираль. Чтобы её выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты накрутить на деревянную палочку или вставить в специальную прорезь в специальном инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившуюся спираль немного раскрутится, у этой спирали заклеиваем кончик.
Получив разреженную спираль, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, «капелька» и другие.
В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженную и плотную спираль, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Сердце», «Банка варения» или любой другой предмет, который можно составить из кружков.
Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё одну форму, например, «капелька» - разреженную спираль прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами. Изготовив несколько «капелек», дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.
Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку ко дню матери, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает сколько нужно полосок бумаги и какого цвета.
Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности.
Такие или нетрадиционные техники развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений.
Итак, тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Нетрадиционные техники позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. На занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.