Елена Негодаева
Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация деятельности ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Одной из задач ФГОС ДО является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Что же это «психическое здоровье?»
Ирина Владимировна Дубровина, российский психолог, определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа, это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Публикация «Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Эмоциональное благополучие складывается из адекватного проявления ребенком эмоций (удовольствия, неудовольствия, переживания внутреннего спокойствия (отсутствие внешней угрозы, успеха или неудачи в достижении целей, комфорта при взаимодействии с окружающими людьми, положительной оценки результатов деятельности ребенка.
Существует множество здоровьесберегающих технологий которые используются в дошкольном учреждении. Мне бы хотелось познакомить вас с одним из направлений коррекционной технологии - Сказкотерапии.
Сказкотерапия – это нетрадиционный метод использования сказки для разрешения личностных и межличностных проблем, расширения знаний о мире, процесс образования связи между сказочным событием и поведением в реальной жизни. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Забота о Душе (в переводе с греческого) – и есть терапия.
Занимается этой технологией Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева психолог и психотерапевт. В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан Институт сказкотерапии. Ректором которого являлась Татьяна Дмитриевна, так же она является автором психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия». В настоящее время является преподавателем в ряде ведущих вузов страны, занимающихся вопросами детства. Татьяна Дмитриевна работает в сфере психолого-педагогического сопровождения экспериментальной программы «Особый Ребенок», которая рассчитана на детей-инвалидов.
Сказкотерапия
• Один из методов…самосознания и эмоционального интеллекта человека.
• Наиболее древняя воспитательная система человека, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека.
• Язык образов и символов, органичный бессознательному человека.
• Способ, с помощью которого можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным.
Целью сказкотерапии является:
• Формирование системы ценностей: Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло.
• Развитие фантазии, кругозора, воображения, развития речи и творческих способностей;
• Развитие социально-нравственных чувств и самосознания, социальной чуткости и способности управлять отношениями. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми и помогает преодолеть
- эмоциональные и поведенческие затруднения,
- сложности во взаимоотношениях с окружающими;
- повышенную тревожность и страхи;
- пониженную самооценку.
Факторы эффективности сказкотерапии
Чем эффективна эта технология -
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1) отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
2) отсутствие четких персонификаций (главный герой в сказке — собирательный образ)
3) образность и метафоричность языка;
4) психологическая защищенность (признак настоящей сказки — хороший конец);
5) наличие тайны и волшебства.
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК
Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:
- Художественные сказки: авторские, народные;
- Дидактические сказки
- Медитативные сказки
- Дидактические сказки
- Психотерапевтические сказки
- Психокоррекционные сказки.
У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория
Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников используемая в работе с детьми по программе "Цветик-семицветик" Н. Куражевой состоит из следующих этапов:
1. Организационный этап (ритуал приветствия)
- создание эмоционального настроя в группе
- упражнения и игры с помощью привлечения внимания детей
2. Мотивационный этап (ритуал «вхождения» в сказку)
- сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий;
- элементы сказкотерапии с импровизацией, решение сказочных задач
3. Практический этап
- подача новой информации на основе имеющихся данных
- чтение, рассказывание или придумывание сказки
- использование скороболтушек, речевых игр и упражнений, элементов психогимнастики, коммуникативных игр на развитие навыков общения, подвижных игр, пальчикового игротренинга, упражнений на развитие выразительной мимики
- задания на развитие познавательных процессов: игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей.
4. Рефлексивный этап (ритуал выхода из сказки, ритуал прощания)
- обобщение полученных знаний
- подведение итогов
А сейчас, я, хочу пригласить вас в сказку.
Мастер – класс я назвала «Волшебная страна внутри нас».
В свой мастер - класс я включила игры, упражнения, приемы, которые позволяют оказывать на разных педагогов (детей) различное воздействие и усиливают эффект проигранной сказки:
- отработка произвольного внимания или сплочение группы,
- развитие интегрированного межполушарного взаимодействия, усидчивости, активизация психомоторных процессов.
- развитие двигательной активности, координации движений
- развитие чувства взаимопомощи и поддержки,
- развитие памяти, воображения, мелкой моторики
- создание положительного эмоционального настроя
- обучение умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения, снятие мышечных зажимов. Использование релаксационного метода. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.
Показатели эффективности:
• В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
• На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
• Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.
• Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.
• Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.