Получи документы

Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия

Елена Негодаева
Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация деятельности ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Одной из задач ФГОС ДО является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Что же это «психическое здоровье?»

Ирина Владимировна Дубровина, российский психолог, определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа, это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Публикация «Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия» размещена в разделах

Эмоциональное благополучие складывается из адекватного проявления ребенком эмоций (удовольствия, неудовольствия, переживания внутреннего спокойствия (отсутствие внешней угрозы, успеха или неудачи в достижении целей, комфорта при взаимодействии с окружающими людьми, положительной оценки результатов деятельности ребенка.

Существует множество здоровьесберегающих технологий которые используются в дошкольном учреждении. Мне бы хотелось познакомить вас с одним из направлений коррекционной технологии - Сказкотерапии.

Сказкотерапия – это нетрадиционный метод использования сказки для разрешения личностных и межличностных проблем, расширения знаний о мире, процесс образования связи между сказочным событием и поведением в реальной жизни. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Забота о Душе (в переводе с греческого) – и есть терапия.

Занимается этой технологией Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева психолог и психотерапевт. В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан Институт сказкотерапии. Ректором которого являлась Татьяна Дмитриевна, так же она является автором психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия». В настоящее время является преподавателем в ряде ведущих вузов страны, занимающихся вопросами детства. Татьяна Дмитриевна работает в сфере психолого-педагогического сопровождения экспериментальной программы «Особый Ребенок», которая рассчитана на детей-инвалидов.

Сказкотерапия

• Один из методов…самосознания и эмоционального интеллекта человека.

• Наиболее древняя воспитательная система человека, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека.

• Язык образов и символов, органичный бессознательному человека.

• Способ, с помощью которого можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным.

Целью сказкотерапии является:

• Формирование системы ценностей: Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло.

• Развитие фантазии, кругозора, воображения, развития речи и творческих способностей;

• Развитие социально-нравственных чувств и самосознания, социальной чуткости и способности управлять отношениями. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми и помогает преодолеть

- эмоциональные и поведенческие затруднения,

- сложности во взаимоотношениях с окружающими;

- повышенную тревожность и страхи;

- пониженную самооценку.

Факторы эффективности сказкотерапии

Чем эффективна эта технология -

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

1) отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

2) отсутствие четких персонификаций (главный герой в сказке — собирательный образ)

3) образность и метафоричность языка;

4) психологическая защищенность (признак настоящей сказки — хороший конец);

5) наличие тайны и волшебства.

КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК

Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:

- Художественные сказки: авторские, народные;

- Дидактические сказки

- Медитативные сказки

- Дидактические сказки

- Психотерапевтические сказки

- Психокоррекционные сказки.

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория

Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников используемая в работе с детьми по программе "Цветик-семицветик" Н. Куражевой состоит из следующих этапов:

1. Организационный этап (ритуал приветствия)

- создание эмоционального настроя в группе

- упражнения и игры с помощью привлечения внимания детей

2. Мотивационный этап (ритуал «вхождения» в сказку)

- сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий;

- элементы сказкотерапии с импровизацией, решение сказочных задач

3. Практический этап

- подача новой информации на основе имеющихся данных

- чтение, рассказывание или придумывание сказки

- использование скороболтушек, речевых игр и упражнений, элементов психогимнастики, коммуникативных игр на развитие навыков общения, подвижных игр, пальчикового игротренинга, упражнений на развитие выразительной мимики

- задания на развитие познавательных процессов: игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей.

4. Рефлексивный этап (ритуал выхода из сказки, ритуал прощания)

- обобщение полученных знаний

- подведение итогов

А сейчас, я, хочу пригласить вас в сказку.

Мастер – класс я назвала «Волшебная страна внутри нас».

В свой мастер - класс я включила игры, упражнения, приемы, которые позволяют оказывать на разных педагогов (детей) различное воздействие и усиливают эффект проигранной сказки:

- отработка произвольного внимания или сплочение группы,

- развитие интегрированного межполушарного взаимодействия, усидчивости, активизация психомоторных процессов.

- развитие двигательной активности, координации движений

- развитие чувства взаимопомощи и поддержки,

- развитие памяти, воображения, мелкой моторики

- создание положительного эмоционального настроя

- обучение умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения, снятие мышечных зажимов. Использование релаксационного метода. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.

Показатели эффективности:

• В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

• На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

• Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

• Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.

• Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования»Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования» Художественное творчество. Как много можно сделать при помощи красок, кисти. Но есть и нетрадиционные техники рисования, которые предполагают.

Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования»Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования» Доброго дня, друзья! давно не выходила на сайт, так как нахожусь за тысячи км от дома в солнечном Крыму. Надеюсь найти время и показать.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельностиНетрадиционные техники изобразительной деятельности Предлагаю вашему вниманию работы моих деток, выполненные в различных техниках Техника выдувание (ствол и ветки, обрывание и скатывание.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей в саду,.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 летНетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания.

«Осень». Нетрадиционные техники рисования«Осень». Нетрадиционные техники рисования С нового учебного года начала вести кружок с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик» с использованием различных нетрадиционных.

Осенний лес-нетрадиционные техники рисованияОсенний лес-нетрадиционные техники рисования Такой красивый осенний лес и листопад сможет нарисовать каждый ребёнок. Для этого надо взять два белых листа (лучше А4, так как они потоньше.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 00:06
+154Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия» (включая файлы) размещена пользователем Елена Негодаева (УИ 196910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД