Папки-передвижки

Нетрадиционные техники рисования

Галина Рукина
Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, содействовать формированию у детей практических навыков в художественных видах деятельности

в-третьих, реализация самостоятельной деятельности детей.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому тему свою считаю актуальной.

Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае о традиционных материалах мы знаем почти все от красок до различных мелков (акварель, гуашь, масленая краска, карандаши, фломастеры, мелки восковые, пастель, пастель масленая, кисти). А что касается второго случая, здесь сразу мы затрудняемся ответить! А ведь можно рисовать и зубной щеткой, ватой, пальцами, ладонью, поролоном, мятой бумагой, свечой, солью, крупами, фруктами, песком, нитью, пробками, мыльными пузырями, пластилином, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги.

Так что же такое нетрадиционное рисование? Это рисование направленно на умение отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельно мыслить и получение неограниченных возможностей выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества.

Прежде чем мы перейдем к нетрадиционным методам рисования, я бы хотела узнать у вас дорогие коллеги! Какие вы знаете нетрадиционные способы? И какие способы вы используете с детьми!

Рисование пальчиками, ладошками

Рисование тычками из поролона, ватными палочками

• Речатание листьями

Рисование свечой

• Набрызг

• Оттиск смятой бумагой

Рисование поролоном

• Кляксография с трубочкой

• Монотипия

• Восковые мелки + акварель

• Тычок жесткой полусухой кистью

Рисование по сырому

• Черно-белый граттаж

• Кляксография с ниткой

• Батик

Рисование солью

• Расчёсывание краски

Ладонная и пальчиковая техника. Данная техника рисования может использоваться от младшей группы до старшей (с условием усложнения композиции на каждом возрасте). Для занятий необходимо приготовить гуашь. Налейте ее в такую емкость, в которую легко будет обмакнуть ручку или пальчики, смотря какой вид рисования вы выберете. Либо можете нанести краску кисточкой. И делаем отпечатки. В этой технике хорошо получается разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев, ягодки, снежок и тд.

Также можно делать отпечатки и оттиски природными и не природными материалами. Фруктами, овощами, листьями, поролоном, пробками, мятой бумагой. Использоваться от младшей группы до старшей (с условием усложнения композиции на каждом возрасте). Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки и тд. Для занятия понадобится мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью.

Тычок жесткой полусухой кистью. Опускаем в гуашь кисть и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Монотипия предметная и пейзажная. Данная техника рисования может использоваться с пяти лет. Эта техника используется для зеркального отражения объектов. С ее помощью можно нарисовать симметричные предметы или отражение на водной глади. Яркие пятна краски наносят на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. При помощи этой техники можно детям объяснить законы симметрии. Рисуя с детьми можно заставить шевелить крылышками стрекоз и бабочек, расцвести цветам, превратить в пушистый шарик – одуванчик.

Кляксография. Вы встречали детей, которые не любят разбрызгивать и размазывать грязь? Эту особенность ребенка можно использовать в целях творческого развития. Данная техника может использоваться со средней группы. Как таковой темы у занятий кляксографией нет. Это всегда полет фантазии и неожиданные решения. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу через трубочку. Еще кляксы можно делать с помощью нитки. Окунаем нить в краску и выкладываем на листе, оставляя ее конец за границей листа. Накрываем вторым листом бумаги и вытягиваем нить, прижимая верхний лист. Образуются причудливые линии и пятна, которые можно превратить с помощью карандаша в какой-либо образ.

Набрызг. Понадобится старая зубная щетка или жесткая кисть, а также трафарет или шаблон. На щетку набираем немного краски и разбрызгиваем ее с помощью ударов кисти о картон, который держим над бумагой. Также можно использовать мелкую расческу. Направив зубную щетку на лист бумаги и начать ее расчесывать. Краска разбрызгивается на бумагу. Можно наносить так краски разных цветов.

Граттаж. Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь, и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Рисование крупами и солью. Рисовать солью и крупами можно двумя способами. Первый - рисунок рисуется клеем, сверху посыпается солью, крупой, а излишки стряхиваются. Втором способ. Рисуем нужный нам фон, акварелью и, пока краска еще не высохла, посыпаем рисунок крупой или мелкой солью. Чем мокрее рисунок, тем ярче он получится. Эффект проявится не сразу, а лишь по мере высыхания рисунка. Также крупу можно приклеивать с помощью пластилина.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Если мы сумеем сохранить и пронести детское восприятие мира через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар, то сможем видеть всю красоту этой жизни, уметь радоваться ей и стремиться создавать её своими руками!

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 26 октября 2014 в 18:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД