Людмила Волкова
Нетрадиционный урок русского языка «Путешествие по Океану Орфографических знаний». 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении таких уроков данная форма всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект-субъектные отношения.
Публикация «Нетрадиционный урок русского языка „Путешествие по Океану Орфографических знаний“, 3 класс» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Благодаря необычности содержания, методов и форм, такие уроки придают необходимое ускорение развитию личности. Ребенок, обучающийся на таких материалах, развивается более успешно.
Нетрадиционный подход к обучению родному языку младших школьников предполагает множество оригинальных, не совсем привычных методов, форм, приемов работы со словом, предложением, текстом для развития речи, развития детского речевого творчества. Нетрадиционные уроки русского языка позволяют сделать урок увлекательным, живым, «очеловеченным», привить учащимся интерес к науке о языке.
Нетрадиционный урок русского языка.
3 «А» класс
Путешествие по Океану Орфографических Знаний.
Тема:
Закрепление правописания безударных гласных в корне (проверяемых и непроверяемых).
Цели:
1 упражнять в правописании непроверяемых и проверяемых безударных и проверяемых безударных гласных в корне;
2 развивать учащихся;
3 воспитывать интерес а предмету, а также через «морскую» лексику прививать интерес к чтению книг на эту тему.
Оборудование:
Плакат «Океан», острова (о. Провизия, о. Новое слово, о. Хитрый гласный, о. Комментарий, о. Чунга-чанга, о. Безграмотландия, о. Сами с усами, п. «Чунга-чанга», магнитофон, мяч, таблица (погода, непогода, предложение: «Приходи с мячом вечером, сыграем».
План:
I. Организационный момент.
Урок начинается с приветствия учениками учителей.
Повернитесь и поздоровайтесь с учителями. Учителя – наши гости. Улыбнитесь гостям, посмотрите в глаза. Глаза наших учителей такие же добрые как и у ваших мам, как и у вашей учительницы.
Наши гости пришли сегодня посмотреть не только на вас, но и на меня. И поэтому сегодняшний урок я начинаю русской пословицей.
II. Минутка чистописания.
Прочтите эту пословицу. (Пословица на доске).
По ученику и об учителе судят.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
После объяснения смысла пословицы учащиеся приступают к чистописанию.
П уч ел
По ученику и об учителе судят.
III. Сообщение задачи урока.
Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний.
Наша цель (хором).
Мы правила изучаем, писать себя научили. Ведь так необходимо нам грамотным стать.
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать.
Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак в путь!
IV. Лексико-орфографическая работа.
Подготовка к плаванию.
о. «Провизия»
Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать!
Задание классу :
1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.
2. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова».
3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами.
4. Этот овощ получил свое название (от) агорос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.
5. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель. Они растут в земле.
6. Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали».
По мере отгадывания загадок – заданий учащиеся записывали в тетради названия каждого овоща. Записывая слова, подчеркивали буквы, написание которых надо запомнить:
помидор, капуста, огурец, горох, картофель, морковь.
Проверка:
1. Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.
2. Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную о.
3. Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?
4. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить? (Ответ на последний вопрос дал возможность обобщить, что в русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить).
V. Введение нового слова.
о. «Новое слово»
- Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом погода. Когда шел дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас, словом погода называется любое состояние атмосферы.
На доске открывается запись: погода – непогода.
Детям предлагается исследовать: можно ли проверить безударную гласную в каждом из слов. Попытка проверить написание безударной гласной в корне не приводит к положительным результатам, делается вывод, что безударную гласную О, в словах погода и непогода надо запомнить.
Запись слов погода и непогода в словарики.
Разгадывание по схемам спрятанных однокоренных слов.
Обращение внимания на чередование согласных Г и Ж в корнях слов.
Работа по практическому пособию с. З9 № 8.
Прочтите еще раз о том, что такое погода.
Ниже приведены однокоренные слова к слову погода. Среди этих слов прочтите те однокоренные слова, которые вы не называли. Запомните их. Выделите корень.
Вопрос как пишутся корни в однокоренных словах?
VI. о. «Хитрый гласный» (о. Проверяемых безударных гласных).
Упражнение в написание слов с проверяемыми безударными гласными.
Учитель: Мы в Океане Орфографических знаний. Приближаемся к острову Хитрый гласный. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударения. Как вы думаете почему (Ответы детей).
Повторение рифмованного правила.
Безударный хитрый гласный, слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наук:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
На доке: К…менистое дно, К…лючий ерш, М…л…дая чайка
П…тнистый осьминог, П…л…сатый краб, Ск…листый бер…г
М…рской к…нек, С…ленные брызги,К…товая акула
Безударные гласные прикрыты медузами, учащиеся вставляют нужные буквы у доски.
Класс работает с данными словосочетаниями:
З…л …неют водоросли, в…лнуется море, уд…вительная рыба, вд…л…ке от острова, пос…лился рак, вьются рыбы –прил…палы.
Работа проводится по перфокартам.
Проверка выполненного задания: капитаны называют каждое слово в словосочетании, доказывают, почему именно эту, а не другую гласную нужно написать. Класс оценивает правильность ответов.
Задание предложенное классу, проверяется с помощью сигнальных карточек.
Освобожденные от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных, о. Хитрый гласный).
- Как проверить безударную гласную в корне, проверяемую ударением?
VII. Физкультурная минутка.
о. «Чунга-чанга».
Плавание продолжается. На нашем пути сказочный остров Чунга-чанга, который предлагает вам отдохнуть.
Выполнение учащимися физ. минутки под песню Чунга-чанга.
VII. о. Комментарий
Учитель: Мы приближаемся к о. Комментарий. Этот остров не пропустит вас, не узнав, как вы умеете комментировать, объяснять свое письмо.
Запись предложений с комментированием.
Что едят рыбы?
Рыбы едят водоросли, червей. Лещи глотают улиток. Часто пища сома – водяная крыса. Зубастая щука глотает колючего ерша.
VIII. о. «Безграмотландия»
Разыгрывание сценки «История одной ошибки».
Учитель: Наш корабль приближается еще к одному острову Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Сейчас вы послушаете историю, которая произошла с жителями этого острова.
Рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен на это острове рядом с домом, где живет Петя и передала записку.
- Ну как! Спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.
Ровно шесть часов пришел Петя, но вместо мяча в руках у него было уже оружие фехтования – длинный деревянный меч.
Вопрос учителя: Почему так получилось? (Ответ учащихся).
Х. о. «Сами с усами»
Работа по развитию речи.
Работа со словом магнитом «Море» (+)
Учащиеся зачитывают свои стихи из сказки на тему море.
XI. Итог урока.
Мы отправляемся домой через узкий пролив. Представьте, что Океан задает вам вопросы.
На какое правило вы упражнялись писать слова?
Что нужно помнить, чтобы писать грамотно слова на данное правило?
Я хочу обратить ваше внимание на «морскую» лексику, которая являлась содержанием нашего урока.
Ниже я хотела обогатить вашу речь «морской лексикой». И надеюсь у вас после сегодняшнего урока появилось желание не только грамотно писать, но и познакомиться с произведениями о морских животных.
XII. о. «Почта».
Учитель: Мы подплываем к острову, который все очень любят. На этом острове получают письма, открытки, телеграммы. (Показ телеграммы). А вот телеграмма! Но телеграмма таинственная и закодированная. Показ закодированной телеграммы.
Отгадка: Вы, ребята, молодцы
Потрудились от души.
Спасибо. Ваш учитель.
XIII. Выставление оценок.
XIV. Домашнее задание.
Написать сочинение описание морского животного или морского растения.