Папки-передвижки

Методическая разработка классного часа или музыкальной гостиной «Никколо Паганини — человек-легенда»

любовь патрушева
Методическая разработка классного часа или музыкальной гостиной «Никколо Паганини — человек-легенда»

Патрушева Любовь Михайловна, Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №24 ,Белочка» г. Калтан Кемеровской области

Методическая разработка классного часа или музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

«Никколо Паганини – человек легенда»

Цель: познакомить детей с жизнью, творчеством выдающегося скрипача и композитора Никколо Паганини, показать с помощью звукозаписи красоту скрипичной музыки.

Публикация «Методическая разработка классного часа или музыкальной гостиной „Никколо Паганини — человек-легенда“» размещена в разделах

К проведению мероприятия можно привлечь детей, которые будут читать стихи, участвовать в инсценированных частях композиции. Для оформления можно использовать портрет Н. Паганини, высказывания великих людей о музыке.

«Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке» И. В. Гёте.

«Тот, у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут гладкие созвучья,

Способен на грабёж, измену, хитрость;

Темны, как ночь, души его движенья,

И чувства все угрюмы, как Эреб*:

Не верь такому…» В. Шекспир

* Эреб – олицетворение одного из начал мира – вечного мрака.

«Музыка – высшее в мире искусство».

Л. П. Толстой.

«Музыка – это откровение более высокое,

чем мудрость и философия».

Л. Бетховен.

«Нет! У Паганини никогда не было ученика и не могло быть, ибо лучшему, что он ушел, тому, что есть высшего в искусстве, нельзя ни научить, ни научиться».

Г. Гейне.

«Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали».

Н. Паганини.

Музыка, используемая в мероприятии, может быть подобрана по желанию руководителя. Это может быть музыка Н. Паганини, других композиторов, главное, чтобы солирующим инструментом была скрипка.

(На фоне скрипичной музыки):

Печальна и чиста,

Как жизнь, людьми любима,

Как жизнь, ты непроста,

Как жизнь, непостижима,

Музыка!

Везде, в любом краю,

Летишь ты с губ и клавиш.

Свистящую змею,

И ту застыть заставишь,

Музыка!

Ты даришь камню гор

Язык свой чудотворный.

Тюремный тесен двор –

С тобою он просторный,

Музыка!

На свете каждый миг

Мелодия родится,

Ты – сладостный язык

Дождя, ручья и птицы,

Музыка!

Ты – и весенний гром,

И хлябь ночей ненастных,

Ты стала языком

Счастливых и несчастных,

Музыка!

Ты – немота светил,

Молчание тумана,

Боль тех, кто долго жил,

И тех, кто умер рано,

Музыка!

Пусть в мире прижилась

Лишь часть твоих мелодий,

Твоя безмерна власть

Над теми, кто свободен,

Музыка!

Жизнь великого Никколо Паганини похожа на легенду, столько в ней было событий, порой совершенно невероятных!

Почти 180 лет прошло со дня его смерти, но до сих пор о нем говорят, как о самом выдающемся скрипаче всех времен и народов.

Послушайте же рассказ об этой удивительной жизни гения, которому современники в суеверном страхе приписывали качества самого дьявола!

(небольшая пауза)

(Таинственно, не торопясь). Три гнилые, обвалившиеся ступеньки вели в невзрачный дом в итальянском городе Генуя…

На этих ступеньках, по преданию, поскользнулась повивальная бабка. Споткнувшись, старуха пробормотала: «Черт, побери!». И в этот момент в доме послышался плач новорожденного (плач ребенка). Мальчик родился слабым, он кричал всю ночь, кричал утром, как будто жалуясь на родителей, призвавших его к жизни в эту дождливую, ветреную, неласковую октябрьскую ночь.

Никколо Паганини родился в ночь на 27 октября 1782 г. Его отец – Антонио Паганини был мелким торговцем. Он неплохо играл на мандолине, гитаре и скрипке. Заметив яркие музыкальные способности, у маленького сына и желая поскорее извлечь выгоду, он заставлял шестилетнего ребенка заниматься с утра до вечера. Иногда он запирал Никколо в чулан и следил, чтобы сын играл на скрипке многие часы подряд. Отцу все казалось, что мальчик недостаточно старается, а потому и кормить его необязательно. Слава великого Моцарта не давала Антонио покоя. Тот в свои 6 лет был известен всей Европе. Когда Никколо немного подрос, отец привел его к настоящему музыканту – композитору Ньекко. Учитель попросил мальчика что–нибудь сыграть. Маленький композитор взмахнул смычком.

(звучит небольшая пьеска, например «Менуэт» Боккерини)

- Ну, что же, приходи. Приходи каждый день, я буду с тобой заниматься. Я должен тебя поздравить: я ни у кого не встречал такого музыкального слуха, как у тебя. И ещё я заметил, что ты фантазировал, ты играл не так, как написал композитор. Ты всегда будешь все переделывать! Ты никогда не будешь доволен, пока не переделаешь все по-своему! Послушай моего совета – когда будешь выступать перед публикой – не играй пьес ныне живущих композиторов. Ты обидишь их своим исполнением, ведь то, что ты придаёшь чужому творению, богаче, нежели замысел его создателя! Скажи, малыш, откуда у тебя синяки, ты подрался с мальчишками?

- Нет. Я почти не бываю на улице. Я весь день играю на скрипке. А когда устаю заниматься, отец бьет меня.

У веселого улыбчивого Ньекко затуманились глаза, когда Никколо рассказал ему о многочасовых упражнениях, когда он еще не мог держать большую скрипку так, как положено, а ставил её, как виолончель, на пол, между маленькими угловатыми коленями.

Ньекко оказался хорошим учителем и через некоторое время, по его инициативе, был организован первый концерт маленького скрипача.

Толстые буржуа, офицеры, священники, жены биржевиков, купцы, нотариусы, маклеры, моряки дворянских фамилий, графы и князья – вся эта публика недоумённо зашумела, когда на сцене появился худенький, с впалой грудью и угловатыми плечами, мальчик со скрипкой. Робкой походкой он подошёл к краю сцены. Шум досады пробежал по рядам, замелькали недобрые, презрительные ухмылки.

Но когда Никколо заиграл, в зале воцарилась тишина.

(негромко звучит музыка)

Ошеломлённая публика смотрела на удивительного мальчика широко открытыми глазами, полными восхищения. Никколо впервые выступал перед такой большой аудиторией. И если до этого момента легенда о маленьком скрипаче не выходила за пределы родного переулка, то теперь эта легенда потела по всему городу, а потом и по всему Ликурийскому побережью.

(музыка звучит громко)

Сбылась мечта Антонио Паганини! Его сын, маленький Никколо всё чаще выступает с концертами, на которых всегда аншлаги. Зрительный зал не отрывает глаз от мальчика – удивление уступает место восторгу, а на многих лицах можно увидеть выражение страха, ведь то, что делает этот заморыш со скрипкой – просто невозможно!

Наверняка, здесь не обошлось без дьявольщины! Этот слух пустил скрипач Нови, который обычно сидел на концертах Паганини бледный, с горящими ненавистью глазами. Он шепчет соседу (шепотом): «Без помощи дьявола не может человек, к тому же ещё ребёнок, одержать такую победу над куском мёртвого дерева». Но буря аплодисментов заглушает этот шепот. Публика встает, отдавая дань великому таланту.

(пауза)

Однажды ранним утром из Генуи вышли два человека. Никколо едва поспевал за большими шагами отца. В это утро сеньор Антонио был удивительно ласков с сыном.

- Знаешь, мой мальчик, я совсем разорен! Теперь ты можешь спасти семью от нищеты. Играй, играй везде и всюду, соберем большие деньги и тогда заживём, как богачи! Жажда наживы гнала Антонио из города в город. В церквях, в трактирах, в гостиницах и просто на площадях играл маленький Паганини.

(музыка)

Концерты проходили успешно, сборы были неплохие. Но часто Антонио за ужином позволял себе выпить лишнего, а после мог проиграть весь сбор от концерта в карты.

Однажды под утро вернулись в гостиницу маленький артист и старик – отец. У мальчика подкашивались от усталости ноги. Ложась спать, Антонио заявил, что завтра будет несколько концертов в различных уголках города. Проснувшись, Никколо увидел, что рукав новой куртки разорван. Он не помнил, как это случилась, скорее всего зацепился за что-нибудь, таща на себе пьяного отца. Никколо знал, что ему не миновать побоев, да и выступать ему не в чем.

Отец спал. Мальчик на цыпочках с курткой в руках вышел из комнаты, в коридоре попросил у служанки иголку с ниткой. Заливаясь слезами он, по совету служанки, пошёл на чердак. Ветер гулял по всему чердаку, поднимая пыль с деревянных балок. И вдруг мальчик услышал громкое пение продавца овощей, который зазывал покупателей. Голос был чистый, красивый, и мальчик не удержался, чтобы не посмотреть на его владельца. Он наклонился, опираясь на подоконник, и выглянул в окно. Порывом ветра курточку сдуло с подоконника, и пока Никколо бежал по лестнице вниз, куртку кто-то успел подобрать.

Никколо долго не решался войти в комнату. Наконец, вытерев глаза, тихонько вошёл. Отец спал. Маленький Паганини, стараясь не шуметь, закрыл дверь на крючок и вдруг увидел, что один глаз отца внимательно оглядывает его с ног до головы. С неожиданной для себя решимостью, Никколо выпалил:

- Отец, у меня украли куртку!

- Что? Что ты сказал? – вскочив с постели, закричал Антонио.

- Ты меня разоришь! Бездельник, дармоед! – все больше распалялся отец.

Выскочив в коридор, он закричал, что не заплатит за ночлег ни гроша и сейчас же обратиться к властям, так как в этой гостинице грабят и убивают.

- Мой сын, мой знаменитый сын даёт сегодня в вашем городе концерт, а у него украли куртку!

- Какой такой ваш сын? – услышал Никколо знакомый голос служанки, которая одолжила ему иголку с ниткой.

- Такой лгунишка не может быть знаменитым музыкантом! – продолжала кричать служанка.

Тогда отец накинулся на сына:

- Ты, паразит, забыл заповедь господню о почтении к родителям! Ты лжёшь своему отцу! Ты продал куртку, где деньги?

Маленький Паганини, стоял на коленях, и протягивая к отцу руки, пытался объяснить, что произошло, но отец не слушал его и твердил своё.

- Чтоб сегодня к вечеру куртка была!

Никколо надел старую потрепанную курточку и вышел на улицу. Он медленно брел по переулку, надеясь, что отец окликнет его, но этого не случилось.

(медленная, грустная музыка)

Весь день и всю ночь он бродил по городу один со своей скрипкой подмышкой. Замерзший и голодный он вернулся в гостиницу, но там ему сказали, что отец съехал. Тогда он вышел на городскую площадь, вынул скрипку из чехла и стал играть. Всю боль и обиду он пытался выплеснуть музыкой. Он играл как одержимый, не видя никого вокруг себя. Он не замечал толпу, которая собралась вокруг него. Какой – то прохожий снял с себя шляпу и положил её под ноги Никколо. В шляпу посыпались деньги. Слезы слепили мальчика. Он играл и плакал, плакал и играл.

(музыка играет громче) (пауза)

Когда от слабости у него затряслись колени, и он опустил смычок, только тогда маленький гений увидел вокруг себя толпу людей и услышал, как вся площадь ему рукоплескала. Он неуклюже поклонился, увидел шляпу с деньгами, спрятал скрипку в чехол и пошёл пешком домой.

Дома старый Антонио дал сыну отдохнуть только один день. Он о фестивале в Лукке, где будут соревноваться лучшие музыканты Италии. Времени оставалось немного и Никколо под пристальным вниманием отца, снова занимался с утра до вечера. Порой он упражнялся по 12-16 часов, до полного изнеможения, до обморока! Никколо чувствовал, что может помериться силами с любым скрипачом, и в Лукку он поедет с надеждой на победу!

Но на фестивале его поджидала новая беда. Среди членов жюри был сеньор Коста. Он привёз на фестиваль своего любимого ученика Нови, который давно ненавидел Паганини. Они оба были поражены, узнав, что Никколо выступает на фестивале.

Огромное количество публики наполняло коридоры и зал Ливорнского театра. Почетный караул моряков сдерживал натиск толпы.

Все музыканты были на месте, ждали своей очереди для выступления. Отсутствовал только сеньор Паганини. Дело в том, что незадолго до начала концерта Никколо обнаружил, что сапоги, выставленные за дверь номера, исчезли. На звонок, на крики никто не отзывался. Лакея и привратника накануне кто-то напоил. Вдребезги пьяные, они спали на лавке при входе в гостиницу.

В комнатных туфлях пошёл Паганини через улицу в магазин обуви. Прохожие с усмешкой поглядывали на его домашние тапочки. Многие узнали маэстро и, показывая пальцем на него, говорили: «Стоит ли становиться знаменитостью, чтобы ходить по улице в тапочках»!

В магазине продавец предложил Паганини примерить ботфорты. Они были очень малы. До начала концерта оставалось 10 мин. Никколо попросил дать ему другую пару, побольше. Он помнил, что вчера вся витрина была заставлена ботфортами разных размеров и фасонов.

- К сожалению, это последняя пара, - ответил продавец.

Бросив деньги на прилавок, Паганини с сапогами выбежал из магазина.

В концертном зале публика уже громко выражала своё недовольство. Никогда Паганини не позволял себе опаздывать, и вдруг такое!

С трудом натянув ботфорты, Паганини побежал на сцену… и вдруг почувствовал, что в левом сапоге острый гвоздь. Чувствуя, как чулок намокает от крови, он вышел на ярко освященную сцену. Подходя к краю эстрады он вдруг остановился – и в правую ногу впился гвоздь.

(Звучит «Вечное движение» Паганини. Сначала тихо, затем громче)

Он начал играть, несмотря на страшную боль. Играл, как всегда, с блеском! Нови, зная о всех неприятностях Паганини, т. к. он сам их устроил, сжав кулаки, с ненавистью смотрел на гения со скрипкой, снова и снова убеждая себя, что Паганини помогает сам дьявол!

(окончание музыки)

Во 2 отделении концерта Паганини должен был играть с оркестром. Сидя в актерской комнате, Никколо слушал, как шумит зрительный зал. Оркестрантов не было. Юноша вышел в коридор, не зная, что уму делать. Вдруг из-за портьеры вышел Нови. Почти ласково он произнес:

- Да, да! У тебя сегодня неудача! Почему же оркестр не пришёл? Ну, ты сам виноват! Ты обидел многих. Нельзя же так – здесь собрались хорошие скрипачи, а публика хочет слушать только Паганини! Нельзя не думать о ближнем!

И тут Никколо всё понял. И ботфорты, и оркестр всё это подстроено! Какая гадость! Не дослушав Нови, преодолевая сильную боль в ступнях, Паганини вышел на сцену.

(Бравурная, быстрая музыка)

Зал мгновенно затих. Вслед за тем раздался… взрыв рукоплесканий. Это был громкий и грозный ответ публики на подлую демонстрацию оркестрантов.

Паганини чувствовал, что он уже победил. Но на первых тактах сонаты Тартини – лопнула струна. Пока скрипач искал оркестрантов, кто-то успел надрезать струны. Паганини продолжал играть. И вот, в одном из сложных мест сонаты лопнула 2-я, затем 3-я струна!

Не дрогнув, не потеряв темпа, Паганини закончил музыкальное произведение. Публика не заметила ни-че-го!

(пауза)

Прошли годы. По всей Европе гремело имя знаменитого скрипача Никколо Паганини. Он уже сочинил свои знаменитые 24 каприса, 24 сложнейших пьесы, которые скрипачи считали неисполнимыми. Да и в наше время редко кто из скрипачей способен сыграть все 24 каприса.

(звучит один из каприсов Паганини)

Однажды на концерте Паганини присутствовал Ференц Лист – знаменитый венгерский пианист и композитор. Позднее он говорил: «До того, как я услышал Паганини, я был другим человеком. Человеком, который ничего не понимал ни в жизни, ни в искусстве. Я не буду выступать до тех пор, пока рояль не будет мне повиноваться так, как скрипка повинуется этому гению…». И он сдержал слово.

(звучит финальная музыка Ф. Листа)

Бурная концертная деятельность (турне по Австрии, Германии, Франции) при неистовой самоотдаче на протяжении всей жизни разрушала и без того слабый организм Паганини. В последние годы он теряет голос, тяжело более, общается с окружающими только при помощи блокнота.

В 1837 году состоялись его последние сольные концерты. Он умер в Ницце. Церковь запретила хоронить «безбожника». Прах великого итальянца долго перевозился с места на место и лишь много лет спустя был погребен в Парме.

Свой инструмент он завещал родному городу – Генуе. С 1954 года там проводят конкурсы скрипачей, и только победитель получает право сыграть на скрипке, на которой играл сам великий Паганини.

Заключение: (звучит лиричная музыка)

Паганини

Великий, страстный Паганини!

На скрипке он играл, как Бог.

Все скрипачи, как ни стремились,

Но превзойти никто не смог!

В сердцах людей он вызывал

Восторг и радость, и блаженство.

Своей игрой он дал понять –

Что значит совершенство!

Когда оборвались почти все струны, –

Одной достаточно вполне.

Он, гений, баловень фортуны,

Играет на одной струне!

И сколько б ни прошло веков,

Но каждый слушатель и ныне

Колени приклонить готов

Перед великим Паганини!

А. П. Зуева

Публикации по теме:

Фотоотчет классного часа «Классное братство»Фотоотчет классного часа «Классное братство» Каждый раз 1 сентября учитель ищет новые способы сплочения своего класса. Каждый раз хочется затронуть детские сердца, развернуть их к друг.

Фотоотчет классного часа «Человек и профессия» 3 классФотоотчет классного часа «Человек и профессия» 3 класс Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор.

Конспект классного часа ко Дню космонавтики Мероприятие, посвященное Дню космонавтики Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием.

Конспект классного часа «День Земли» Классный час "День Земли" Цель: •Познакомить с историей праздника. •Развивать экологическую грамотность. •Воспитывать бережное отношение.

Конспект классного часа «Слава хлебу на столе!»Конспект классного часа «Слава хлебу на столе!» Час воспитателя «Слава хлебу на столе!»Подготовила воспитатель Костенко Е. В. Цель: воспитание уважительного и бережного отношения к хлебу.

Методическая разработка классного часа для учащихся 2–3 классов «Россия — Родина моя» Цель: 1. Обучающая: познакомить с символикой страны, с синонимичным рядом к слову родина, познакомить с понятием «малая родина», с героями,.

Методическая разработка классного часа «Здравствуй, Хейро» Классный час Тема: «Здравствуй, Хэйро!» Цели: познакомить детей с праздником коренных народов севера «Хейро», с традициями его празднования;.

Сценарий классного часа к 23 февраля «Мы патриоты России» Цель: • воспитывать в детях чувство гражданственности, патриотизма, любовь к Отчизне; • развитие навыков коллективного общения, познавательной.

Сценарий классного часа к Дню Победы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени Михаила Аксенова муниципального образования.

Сценарий классного часа «Классное братство» Сценарий классного часа на тему «Классное братство» Цель: формирование уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива; развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка классного часа или музыкальной гостиной «Никколо Паганини — человек-легенда»
Опубликовано: 14 августа 2018 в 15:19
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД