Конспект классного часа «Слава хлебу на столе!»

Елена Владимировна Костенко
Конспект классного часа «Слава хлебу на столе!»

Час воспитателя «Слава хлебу на столе!»

Подготовила воспитатель Костенко Е. В.

Цель: воспитание уважительного и бережного отношения к хлебу.

Задачи:

- раскрыть значение хлеба в жизни людей;

- воспитывать уважительное отношение к чужому труду;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать с информацией, в группах, расширению кругозора обучающихся.

План проведения:

1. Организационный этап.

2. Мотивационно-проблемный этап.

3. Деятельностный этап:

1) 1 страница «История хлеба»;

2) 2 страница «Битва за хлеб»;

3) 3 страница «Блокадный хлеб»;

4) 4 страница «Узелки на память».

5) 5 страница «Вкусная страница».

4. Итогово-рефлексивный этап «Мозговой штурм».

Оборудование: листы ватмана, цветные карандаши, фломастеры, клеющие карандаши, раздаточный материал по рубрикам.

1. Организационный этап (1 мин).

Предлагается поприветствовать друг друга и гостей мероприятия, создать позитивный настрой.

2. Мотивационно-проблемный этап (5 мин)

Ребята, приступаем к разгадке темы нашего совместного часа. Раздаточный материал парам: необходимо собрать две пословицы из четырех предложенных частей.

Далее каждая пара участников зачитывает собранные ими пословицы и получает приз из корзинки, прикрытой салфеткой (четыре вида хлебобулочных изделий (баранка, печенье, сухарик, сушка с глазурью) послужат в дальнейшем жребием, по которому участники будут распределены в команды-редколлегии).

- Отлично справились со сбором пословиц! Теперь ваши предположения по теме нашего классного часа…

Действительно, она связана именно с хлебом, который является символом жизни. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Но, судя по пословицам, хлеб не просто продукт, а… всему голова, он, как и вода, символ жизни - «дар Божий». В давние времена к посеву относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и выходили в поле.

В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом.

Посмотрите на эту фотографию: наши ребята в начале принятия обеда с красиво нарезанным хлебом, булочками, но почему-то имеет место и такая картина – фотография с остатками хлеба, которые небрежно лежат на подносах и тарелках. Проблема вопиющая, требующая обязательного устранения, согласны?

Значит цель нашего мероприятия – … воспитание бережного отношения к хлебу. Для этого нам необходимо лучше понять, почему недопустимо так обращаться с «его величеством Хлебом».

Предлагаю вам провести наше мероприятие в форме устного журнала. Работать предстоит в командах: ваши призы являются жребием, по которому вы объединитесь в микрогруппы. Ваши команды – это редколлегия нашего журнала, которая будет работать над страницами-рубриками, в которых будем славить хлеб!

Необходимо определиться с рубриками, которые будут увлекательным, познавательным и поучительным экскурсом в мир хлеба. Для читателей надо вновь открыть значение хлеба в жизни человека, его жизненно важную необходимость, то, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Ваши предложения, уважаемые редакторы! Какие рубрики вы можете для этого предложить?

- история появления хлеба у разных народов - "История хлеба";

- путь хлеба к нашему столу (старинные и современные методы выращивания и уборки хлеба: вчера и сегодня) - «Битва за хлеб»;

- значение хлеба в годы лихолетий – «Блокадный хлеб»;

- интересные факты о хлебе - «Узелки на память».

3. Деятельностный этап

1-ый этап. Командам-редколлегиям раздается материал по рубрикам (Приложение, из которого они должны отобрать, на их взгляд, самый нужный для освещения их тематики. Распределение по должностям: редактор отбирает материал, художник оформляет страницу, рекламный агент готовит представление рубрики и т. д. 10 мин.

2-ой этап. Представление-защита рубрик командами редколлегий.

Можно задавать вопросы, дополнять своими сведениями. 15 мин.

4. Итогово-рефлексивный этап «Мозговой штурм» (5 мин).

Прекрасно потрудились редколлегии. В ходе представления рубрик мы выяснили, что все понимают роль хлеба в жизни человека, знают, что его надо беречь, понимают, что достаётся он человеку тяжёлым трудом.

Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы Великой Отечественной войны.

И для всех нас стало понятно, почему для народов Земли издревле хлеб – синоним жизни и мира, почему его свято почитали и ценили.

Но, наверняка, нам бы хотелось, чтобы и наш сегодняшний труд поработал на бережное отношение к хлебу, заставил других вспомнить о ценности хлеба, как вместилища труда многих и многих людей. Да и всем нам помог хорошо закрепить наши возрожденные чувства.

Теперь командам необходимо объединить усилия и предложить план по выходу нашего журнала в свет: кому, когда и где мы можем представить наш творческий продукт? «Мозговой штурм».

Предложение: подвести ребят к необходимости представить страницы журнала своим друзьям, товарищам по училищу. Время и место: построение перед столовой. Можно зачитывать самим, можно предложить для самостоятельного ознакомления.

В преддверии нового 2018 года, объявленного годом гражданской активности и волонтерства, мы уже принимаем действенные шаги, «пробуем перо», и, надеюсь, это будет иметь большие и действенные перспективы.

И 5-ая, заключительная, рубрика – «Вкусная страница» предполагает угощение представленными хлебобулочными изделиями. Приятного аппетита, друзья!

Приложение 1.

ИСТОРИЯ ХЛЕБА

1. Хлеб — это первый продукт, который человек начал готовить самостоятельно. Кроме того, люди были удивлены почти алхимическим превращением муки и воды. Это — первый акт творчества. Конечно, кроме хлеба люди собирали плоды, убивали животных и ели мясо. Но и то и другое не изменялось, фрукт оставался фруктом, а мясо — мясом. Хлеб — нечто другое, он «зреет», «рождается», и мы получаем продукт, не похожий на первоначальные ингредиенты.

2. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, выпеченная 6 тыс. лет назад.

3. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

4. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.

Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли хлеб в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте они ели пресный хлеб. В жарком климате, тесто быстро закисало и его выбрасывали. Но нашлись люди (видимо, бедные, которые стали из кислого теста печь хлеб – кислый хлеб. Так родился новый вид хлеба – кислый хлеб. Вначале в Европе ели пшеничный и ячменный хлеб, а с 17 века стали употреблять ржаной хлеб. С 19 века хлебопечение тало самостоятельной профессией.

5. Но вот человек покинул Землю и шагнул в космос. Привычный хлеб космонавты не едят, поскольку он сильно крошится, а еще быстро теряет свежесть. В некоторых случаях хлеб заменяют маленькими пшеничными или кукурузными лепешками в герметичной упаковке. Они не крошатся и долго сохраняют свежесть.

6. Отношение к хлебу у разных народов:

Индия

Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку.

Византия

В уставах византийских цехов X века было оговорено: "Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб". Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.

Англия

В 1266 году в Англии был принят закон контролирующий цену на хлеб, данный закон просуществовал 600 лет. Английское титул «Лорд» произошел от слова Hlaford- loaf ward (обеспечивающий пропитание, а титул «Леди» произошел от слова Hlaefdige- Loaf kneader (месящая тесто)

Италия

Технология изготовления хлеба в Италию была привезена греками.

В Италии хлеб до настоящего времени так и не стал частью индустрии. Он по-прежнему традиционный. Здесь повсюду можно найти семейные булочные, где рецепты хлеба бережно передают из поколения в поколение.

Иран

Необходимо сказать, что в Иранском обществе, хлеб занимает особое место. По религиозным убеждениям иранцев, хлеб — это божья милость, и нельзя не признать этого. Таким образом, хлеб является основной и религиозной пищей.

Лаваш — самый популярный, 90 процентов населения страны употребляют именно его.

Армения

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

Армяне не завтракают, не обедают и не ужинают - они садятся "есть хлеб". Именно так в языке обозначается любой прием пищи.

На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек.

На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал "подмес" или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.

Приложение 2. Битва за хлеб.

Хлеб издавна считается главным продуктом питания для человека. Выращивание хлеба - процесс длительный и трудоемкий. Вместе с тем это самый благородный труд.

С чего же начинался хлеб в старину?

Сначала надо было подготовить почву. Для этой цели люди придумали различные приспособления, самое распространенное орудие земледельца - соха. Так как возделывание почвы довольно тяжелый физический труд, люли прибегали к помощи домашнего скота (коров, лошадей, волов).

Затем надо было высеять в землю зерно. Обычно это делали вручную. Затем с помощью боронок прятали зерно в землю.

Дальше внимательно следили за всходами. По мере необходимости удаляли сорняки: борьба с сорняками тоже достаточно трудоемкий процесс, сорняки растут быстрее, они более неприхотливы к непогоде и способны заглушить культурные побеги.

К концу лета урожай созревал. Его надо было вовремя собрать. На поле выходили всей семьей. Пшеницу или рожь срезали серпом, формировали снопы. Эти снопы отвозили с поля и складывали в специальных продуваемых ангарах, чтобы они хорошо просушились.

Следующим этапом был обмолот, то есть все колоски необходимо было обмолотить, чтобы из них высыпалось зерно.

Полученное зерно просушивали и просевали. А затем уже относили на мельницу, чтобы получить из зерна муку.

А из полученной муки уже пекли хлеб.

Не случайно хлеб называли святым, ведь для его приготовления необходимо трудиться в поте лица почти целый год.

Приложение 3. Блокадный хлеб.

Ежегодно в памятные блокадные даты на Пискаревском мемориальном кладбище проходит акция «Блокадный хлеб Ленинграда». Ее проводит Международный благотворительный фонд «Защитников Невского плацдарма». К этим датам в городе выпекают несколько десятков буханок блокадного хлеба. В первый раз акция прошла в 2009 году: тогда использовали рецепт 1942 года. В нынешнем году ко Дню защитника Отечества испекли хлеб по рецепту сентября 1941 года.

В начале Блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых и отруби. Затем в ход пошла целлюлоза, хлопковый жмых, обойная пыль, мучная сметка, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовые почки и сосновая кора.

В течение всей Блокады рецепт хлеба менялся в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии. Всего было использовано 10 рецептов. Весной 1943 года начали использовать муку с затопленных барж. Ее высушивали, а для избавления от затхлого запаха использовали природный ароматизатор – тмин. В пролежавшем какое-то время в воде мешке муки середина оставалась сухой, а по краям мука слипалась и при высушивании образовывала крепкую корку. Эту корку перемалывали и получавшуюся так называемую коревую муку добавляли в хлебную смесь.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным».

Хлеб – это действительно жизнь, это солдат в дни войны, потому что он помог выстоять нашим воинам и выжить тем, кто остался в тылу врага в годы Великой Отечественной войны. А дорогу в Ленинград через замершее Ладожское озеро назвали «дорогой жизни». Голодным и замерзшим ленинградцам, наряду с другими продуктами, везли самый главный продукт – муку. Всего 125 г хлеба получал каждый житель Ленинграда в блокадное время. И многим этот кусочек хлеба спасал жизнь.

История борьбы и сопротивления ленинградцев образец стойкости человеческого духа. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить ее и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н. А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскаленную печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи его вытащили, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Лобода за свой подвиг был награжден боевым орденом.

Из воспоминаний медсестры В. И. Богдановой.

«Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк.

Приложение 4. Узелки на память.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

___

На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

Ежедневно в стране выпекается 82 тыс. хлеба.

В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

___

Помните: если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все мы выбросили хлеб, который выращивали свыше 350 сельских хозяйств.

3,5 млн. человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Вдумайтесь в эти цифры!

___

В странах Востока путника, отправляющегося в дальнее путешествие, осыпают мукой: пусть дорога будет счастливой!

___

«Если я не сдержу слова, - клялись в старину, - пусть я никогда не увижу хлеба!»

___

Из одного зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграмм муки. Для приготовления одного батона нужно смолоть примерно 10 000 зёрен.

___

В нашей стране уже выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода.

«При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать.

___

Всем известен обычай встречать гостей хлебом-солью: издавна так проявляли гостеприимство. Да и любовь к гостям, готовность принять их по первому разряду, называется «хлебосольство». А почему, собственно? Неужто наши предки ничего вкуснее хлеба с солью не едали? Конечно, дело в сакральном, мистическом значении этой пищи.

“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают счастья.

“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают мира.

Дорогих гостей встречают с хлебом и солью, молодоженов на свадьбах осыпают зерном и пшеницей, новорожденных клали в опару. (закваска из дрожжей).

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб, посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

Первую в мире зерноуборочную машину – комбайн – сконструировал в 1868 году русский изобретатель А. Власенко.

Хлеб всегда считался не только богатством, но и силой страны. На Руси запасы зерна, муки наравне с порохом и свинцом заносили в так называемые «строевые списки».

___

В России есть музей хлеба, который находится в Санкт – Петербурге. Коллекция музея хлеба уникальна и очень интересна. Здесь можно ознакомиться с историей создания хлеба, посмотреть на инструменты, применявшиеся в хлебопекарном деле прежде и в наши дни.

Конспект классного часа «Слава хлебу на столе!»

Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление.

Приложение 5. Пословицы о хлебе

• Горька работа, да сладок хлеб.

• Без золота проживёшь, а без хлеба – нет.

• Хлеб бросать — труд не уважать.

• Без хлеба куска везде тоска.

• На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

• Золото и серебро – всего металлы, а рожь и пшеница – сама жизнь.

• Каравай хлеба не свалится с неба.

• Без хлеба – еда не еда, а с хлебом вкусна и вода.

• Хлеб в закромах – счастье в домах.

• Хлеб батюшка, водица матушка.

• Хлеб в пути не тягость.

• Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

• Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

• Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.

• Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.

• Без хлеба смерть, без соли смех.

• Калач приестся, а хлеб никогда.

• Только ангелы с неба не просят хлеба.

• В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью.

• Хлеб везде хорош, и у нас и за морем.

Публикации по теме:

Конспект классного часа «Я — маленький гражданин огромной страны» Цель: -расширять представления учащихся о гражданской позиции человека; - воспитание у детей духовно-нравственных ценностей; Задачи: - раскрывать.

Конспект классного часа во 2 классе «Путешествие в страну здоровья» Цели классного часа: 1. Обобщить знания детей о личной гигиене как приёме сохранения и укрепления здоровья. 2. Развивать умение применять.

Конспект классного часа «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» Классный час «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» Цель: воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому своего народа,.

Конспект классного часа для 2 класса «Правильное питание»Конспект классного часа для 2 класса «Правильное питание» Конспект классного часа для 2 класса «Правильное питание» Цель: создать условия для формирования знаний правильного отношения к своему здоровью.

Конспект классного часа для 2 класса «Уход за зубами» Конспект классного часа для 2 класса «Уход за зубами» Разработан: учителем начальных классов Сысолятиной С. В. Цель: создать условия для.

Открытое занятие «Слава хлебу на столе» Санкт-Петербургское государственное учреждение социальный приют для детей «Транзит» Открытое занятие по теме «Слава хлебу на столе».

Конспект открытого классного часа «Открываем волшебные двери добра» в 3 классе Видео Открытый классный час «Открываем волшебные двери добра» 14 декабрь 2017 года, в 3 классе ГСОШ состоялся классный час Классный руководитель.

Познавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольниковПознавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольников С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле,.

Конспект классного часа для 2 класса «Я — патриот своей страны» Классный час: Я - патриот своей страны. Класс: 2 «А» Классный руководитель: Длужневская Лариса Брониславовна Цель: формирование гражданственности,.

Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Спешите делать добро» Цели: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; развитие логического мышления младших школьников; дальнейшее развитие представлений.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Птицы
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект классного часа «Слава хлебу на столе!»
Опубликовано: 19 января 2018 в 22:11
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 ноября. День рождения Деда Мороза

14 лет в этом году исполняется замечательной традиции – праздновать день рождения Дедушки Мороза. Ведь 18 ноября – именно тот день, когда в Великом Устюге, главной резиденции новогоднего волшебника,...

18 ноября. Выставка рукавичек на МААМ

Впереди зимние холода, самое время вспомнить о рукавицах. Ох, уж эти рукавички – непослушные сестрички. Так и норовят потеряться. Даже Дедушка Мороз постоянно теряет свои рукавицы, а они у него не...

Фотозарисовки «Мое знакомство с островом Тенерифе»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю делиться с вами своими впечатлениями о моих путешествиях. Остров Тенерифе. Остров вечной весны....
Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов...
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии, во время...
Урок биологии по теме «Класс Млекопитающие» в 7 классе
Тема урока: «Класс млекопитающие». Цель: формирование понятия об особенностях организации млекопитающих, позволивших им занять все основные среды обитания...