Ковальчук Надежда Николаевна
Познавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С давних пор и поныне
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Актуальность
Хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди во всем мире. Но не все ценят и берегут хлеб. Поэтому возникла необходимость обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на столе, дать представление о его полезности для здоровья.
Публикация «Познавательно-экологический проект „Слава хлебу на столе!“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Исходя из вышесказанного, проект разработан с целью воспитания у детей бережного отношения к хлебу и труду хлеборобов.
Проблема: Многие дети не знают о тяжелом труде хлеборобов и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Вид проекта: групповой (с группой детей и их семьями, информационно – познавательный.
Срок реализации: 2 недели
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта: создание условий для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей в формировании представления о труде хлеборобов в сельском хозяйстве по выращиванию злаковых культур, о ценности хлеба в жизни человека.
Задачи:
• Формировать представления у дошкольников о профессии пекаря и хлебороба - тракториста, агронома, комбайнера.
• Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) при совместной и индивидуальной деятельности; творческие и интеллектуальные способности детей.
• Воспитывать интерес у детей к выращиванию зерновых культур, уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
• Приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
Линии развития личности:
познавательно-речевое развитие дошкольников,
социально-личностное развитие дошкольников,
художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Планируемые результаты:
Воспитанники:
Сформированы представления о ценности хлеба.
Систематизированы знания о злаковых культурах, о профессиях людей, которые растят и пекут хлеб, о видовом разнообразии хлебобулочных изделий.
Повышение уровня культуры приема пищи.
Педагоги:
Авторские методические разработки по теме проекта.
Повышение творческого мастерства, распространение и обобщение опыта.
Родители:
Повышение уровня приема пищи в кругу семьи.
Бережное отношение к хлебу в семье.
Установление партнерских взаимоотношений с детьми в ходе совместной деятельности.
Основные этапы реализация проекта:
I. Создание развивающей среды для реализации проекта в Центрах активности.
II. Тематическое планирование проекта.
III. Работа с родителями.
IV. Продукты деятельности.
Первый этап. Все субъекты образовательной деятельности оформляют и в процессе пополняют Центры активности необходимыми дидактическими пособиями, играми, материалами и художественной литературой. Приносят из домашней или детской библиотеки необходимую художественную литературу, картинки, фотографии, журналы. Воспитатели и родители по договоренности составляют презентации по теме данного проекта, изготавливают атрибуты к играм.
Второй этап.
Воспитатели:
1. Разработать конспекты познавательной беседы о хлебе с опорой на картинки и компьютерной презентации:
• «Хлеб - всему голова!»
• «Цена блокадного хлеба!»
• «Профессия пекаря»
• «Хлебобулочные изделия в магазине и дома»
2. Разработать авторские игры: «Друзья и враги ржи и пшеницы», «Зернышки ржи и пшеницы», «Хлеборобы», «Назови одним словом», «Угадай по картинке», «Трактористы и комбайнеры». Составить вопросы для викторины.
3. Разработать конспекты ООД (организованной образовательной деятельности):
«Злаковые растения»
«Земелька черная, а белый хлеб родит. О труде хлеборобов»
«Как выращивали хлеб в старину»
Самостоятельная и совместная деятельность детей и воспитателей:
1. Совместный подбор скороговорок, считалок, пословиц, поговорок, примет о хлебе и труде хлеборобов. Проговаривание и объяснение их смысла.
2. Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, поделки из природного материала). Сюжеты детских работ:
«На пшеничном поле», «Колосок»
«Урожай»
«Хлеб мой вкусный, хлеб душистый»
Натюрморт «Хлебный букет»
Сюжетные рисунки детей по мотивам сказки «Колосок»
3. Чтение и обсуждение художественных произведений:
«Кому сказать спасибо?»
С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый», «Слава хлебу на столе!»
Котик – золотой лобик (белорусская сказка)
Ленивая девочка (башкирская сказка)
Легкий хлеб (белорусская сказка)
4. Инсценировка сказок:
Народной украинской сказки «Колосок»
Литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь»
Игры-инсценировки:
“Каравай приехал к детям”
Сценка “Хлеб святой” И. Сенченко
5. Исследовательская деятельность
Экскурсия в пекарню или на кухню детского сада.
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
6. Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях.
7. Познавательно-игровая деятельность детей:
«Объяснялки»
«Если знаешь – отвечай»
Хлебные загадки
«Родственные слова»
«Скажи иначе»
«Что сначала, что потом»
Третий этап.
1. Консультация для родителей «Научим детей любить и беречь хлеб! Научим ценить труд хлеборобов!».
2. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
4. Испечь хлебобулочные изделия в домашних условиях для праздника в детском саду «Его величество – хлеб!»
5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Четвертый этап.
Продукты деятельности:
Праздник «Его величество – хлеб»
Выставка творческих работ детей
Книга «Экологическая сказка «Два зернышка»
Альбом «Все о хлебе»
Коллаж «Хлебобулочные изделия»
Методические разработки по теме проекта будут опубликованы в ближайшее время.