Папки-передвижки

Проект «От зёрнышка к хлебу»

Лена Мещурова
Проект «От зёрнышка к хлебу»

Введение

К хлебу всё имеет отношенье

Русский хлеб причастен ко всему :

К дружбе наций, к спутнику движенья,

К миру, правде, счастью твоему.

Л. Татьяничева

Публикация «Проект „От зёрнышка к хлебу“» размещена в разделах

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем дальнее путешествие.

Существует так мало ценностей, которые имели бы такое же значение как хлеб. Почти тысячи лет существует на Земле этот удивительный продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. Ежегодно тысячи хлебзаводов, выпекают для нас около 50 миллионов тонн хлеба - море хлебного товара на всякий вкус, на любой случай. Одним из основных производителей пшеницы является Россия. Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых для человеку пищевых веществ: белков, углеводов, витаминов, минеральных соединений, длительное время сохраняющие свою биологическую активность.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - воспитать у участников проекта…. Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия усвоения новых знаний в проекте, предметом деятельности является процесс познавательного развития личности дошкольников.

2. Актуальность создания проекта

Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зёрнышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой тёплой булочки. Хлеб – это достояние народа, обилие хлеба один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать повседневной нормой. Но всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто возрастил его, тот кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так? Смолоду учитесь ценить труд других.

Хлебу и хлебобулочным изделиям принадлежит исключительное место в питании человека. Хлеб никогда не приедается и содержит почти все необходимые компоненты. Многочисленные детские вопросы ставят в тупик даже самого эрудированного взрослого. А всё потому, что ребёнок интересуется теми вещами, которые настолько просты и привычны к взрослому, что мы над ними не задумываемся, Радуга, голубое небо, смена времён года, деревья, хлеб взрослым кажется чем то загадочным, но ребёнок только открывает для себя мир многого не знает, и каждая вещь или явление для него удивительны. Очень важно поддерживать в ребёнке жажду знаний и открытий именно поэтому актуально становится разработка проекта «От зёрнышка к хлебу». Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности самостоятельные, успешные, ответственные, умеющие ставить цель и достигать её, имеющие собственное мнение, оптимистический, так как жизнь принадлежит оптимистам, а писимиссты лишь зрители.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для отслеживания пути преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба.

Тактические цели

1. Создать модель организации работы по проекту. 2. Сформировать сообщество «педагог – дошкольники – родители» 3. Организовать насыщенное жизнепроживание всех участников проекта в ходе деятельности по проекту.

Задачи

1. Организация пространства для развития познавательных способностей участников проекта

2. Методическое обеспечение проекта

3. Материально-техническое оснащение

1. Организация системы работы над проектом

2. Формирование мотивации участников сообщества.

3. Проведение исследовательской деятельности дошкольников по теме проекта 1. Воспитание бережного отношения к хлебу, формирование нравственных жизненных принципов дошкольников

2. Информационный сбор участниками проекта материалов о злаковых культурах с использованием энциклопедической и художественной литературы.

3. Партнёрство в сообществе «педагог – дошкольники – родители»

Ожидаемые результаты

1. Создание развивающей среды с учётом индивидуальных особенностей участников проекта.

2. Методическое обеспечение, нацеленное на развитие индивидуальных познавательных способностей участников проекта.

3. Создание мини-лаборатории хлеба. 1. Готовность сообщества к реализации проекта

2. Формирование системы взаимодействия «воспитатель-воспитанник-родитель», как развивающейся общности, способной к саморазвитию и самореализации 3. Создание банка данных педагогического опыта. 1. Формирование личности участников проекта с нравственным потенциалом

2. Реализация технологии проектного метода в ДОУ, как одно из основных условий взаимодействия между родителями, детьми и педагогом ДОУ.

3. Единство семейного и общественного воспитания.

Продукт

1. Развивающая среда, достаточная для формирования познания

2. Проект «От зёрнышка к хлебу»

3. Мини-лаборатории хлеба 1. Сплочённость общностью целей участников проекта

2. Участники проекта - партнёры

3. Дневник наблюдения за исследовательской деятельностью по проекту. 1. Активная личность участников проекта с нравственным потенциалом.

2. Проект «От зёрнышка к хлебу»

3. Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье

4. Аннотация

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь и какого хочешь. Но необходимо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе. Чтобы помочь детям самим узнать весь этот путь, понять, что в хлебе заключен не лёгкий человеческий труд, вызвать у них бережное отношение к хлебу, и был разработан данный проект. Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.

За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в среднем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Виденья дошкольниками как трудно вырастить хлеб и сколько нужно приложить труда, чтобы его вырастить (от посева до пшеничного колоса).

2. Знание детьми, как из зернышка получают муку, и как хлебушко приходит к нам на стол.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• сотрудничество детского сада с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Пути решения проекта :

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

• разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного ДОУ;

• оценить риски реализации проекта.

5. Этапы реализации проекта программы

Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с «8» ноября по «22» ноября 2014 года

№ п/п Этапы Цель Сроки

1. Подготовительно-проектировочный этап

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Составление тематического планирования мероприятий. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов С 8 по 12 ноября

2. Практический этап

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.

Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков.

С 14 по 21 ноября

3. Обобщающе - результативный этап

Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

6. План мероприятий

№ п/п Название мероприятий Сроки Ответственные

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

1. Информационный сбор материалов о злаковых культурах с использованием энциклопедической и художественной литературы, Интернета, репродукций художников, поисковых систем. С 8 по 10 ноября Воспитатель

2 Беседы :

«Откуда хлеб пришел

«Рассматривание злаковых»

«Хлеб - богатство России»

«Что за зернышко такое, не простое – золотое» 11 ноября воспитатель

2 этап - Практический этап

1 Подготовка презентации о хлебе для выявления представлений и интересов детей. 14 ноября воспитатель

2 Рассматривание зёрен, колосьев, муки. 15 ноября воспитатель

3 Беседа о труде хлеборобов и пекарей. 16 ноября воспитатель

4 Рассматривание репродукций картин А. Венецианова «На пашне. Весна», И. И. Шишкина «Рожь», Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы», Т. Яблонской «Хлеб». 17 ноября воспитатель

5 Экскурсия на кухню. 18 ноября воспитатель

6 Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о хлебе. 18 ноября воспитатель

7 Чтение стихов, рассказов о хлебе. с 11 по 18 ноября воспитатель

8 Посадка и наблюдение за прорастанием зерен пшеницы 10 ноября воспитатель

9 Творческая работа: сочинение сказок, стихов, загадок о хлебе с родителями С 13 по 18 ноября воспитатель

3 этап - Обобщающе - результативный этап

1 Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста. 18 ноября Воспитатель, младший воспитатель

2 Подведение итогов работы над проектом, рефлексия своей деятельности. 22 ноября воспитатель

3 Объявление детско-родительского конкурса рисунков на тему «Хлеб»

17 ноября воспитатель

4 Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования. 21ноября воспитатель

5 Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рисунков, презентаций, виртуальной экскурсии.

20 ноября воспитатель

6. Презентация 22 ноября воспитатель

8. Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые ресурсы

• Закон РФ «Об образовании»

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001

• УСТАВ ДОУ

• СанПиНы 2.4.1.2660-10

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

Кадровые ресурсы

Для работы в проекте привлекаются дети, родители средней группы, воспитатель.

По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:

Всего педагогов Высшее образование Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты

2 - 1 1 -

Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.

По возрастному цензу:

До 30 лет До 40 лет До 50 лет Более 50

1 1

По стажу педагогической деятельности:

До 5 лет До 10 дет До 15 лет До 25 лет Более

1 1

По категорийности:

Высшая категория Первая категория Вторая категория

2

Таким образом, профессиональный уровень педагога (ов) достаточно высок.

Информационные ресурсы

• Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;

Ресурсы сети Интернет:

www.1september.ru

• Журнал «Дошкольное воспитание»

• Журнал «Ребёнок в детском саду»

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

• библиотека;

• игротека;

• аудиотека;

• фонотека.

Материально-технические ресурсы: ДОУ функционирует в типовом двухэтажном здании МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», рассчитанном на 115 мест. В ДОУ имеется групповые комнаты и музыкальный зал необходимые для работы над проектом.

Они оснащены комплектами мебели, экраном, компьютером, мультимедийным проектором.

Финансовые ресурсы

Финансирование проекта производится из методических средств педагога и спонсорской помощи.

Объект финансирования проекта

Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта

№ п/п Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость

1 Приобретение:

• литературы по теме проекта 200 рублей

2 Приобрести:

• бумагу «Снегурочка»;

• папки;

• файлы. 350 рублей

3. Ресурсы сети Интернет 900 рублей

5 Стаканы одноразовые 10 рублей

ИТОГО 560

Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

7. Риски и пути преодоления рисков

Риски Пути преодоления рисков

Нежелание некоторых участников проекта участвовать в реализации проекта Убедить участников в важности проекта для детей. Проведение консультаций.

Не заинтересованность детей темой проекта Заинтересовать детей через беседы, исследовательскую деятельность, чтение литературы.

8. Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Проект актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации в дошкольном обучении. Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта. Данный проект разработан для детей средней группы. В ходе реализации проекта дети научились понимать, что хлеб - одно из самых главных богатств в России; знакомятся с трудом хлеборобов, получают знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Проект воспитывает уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только развитие коммуникативных навыков, но и даст толчок для овладения детьми определенным объемом информации, знаний.

Литература.

1. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

2. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.

3. М. А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.

4. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М. : Мир энциклопедий Аванта+, 2008г

5. https:// kraushka.ru

Публикации по теме:

Дидактическая игра в подготовительной группе «От зёрнышка до булочки» Задача : 1. Закрепить и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; 2. Активизировать словарь: сеялка, борона,.

Семейный краткосрочный информационно-поисковый мини-проект «Наши имена» Мини - проект «Наши имена» Проект семейный, краткосрочный, информационно-поисковый. Цель: «Живое» общение детей, родителей и воспитателей.

«От зёрнышка до булочки». Конспект занятия по формированию положительного отношения к хлебу Интегрированное занятие «От зернышка до булочки» Цель: Формирование положительного отношения к хлебу и людям труда через ознакомление с.

Проект «Чудесные свойства воды» в рамках VII муниципального конкурса детских проектных работ «Мой проект» в 2015–2016 Направление: (познавательно- исследовательский.) Вид: среднесрочный (2 месяца: февраль – март 2016 г.) Участник (-и): Базаров Савелий.

Совместный семейный проект «Детский сад моей мечты!»Совместный семейный проект «Детский сад моей мечты!» Проект «Детский сад моей мечты!» (совместный семейный проект детей и родителей) Проблема: Как преобразить прогулочный участок группы с.

Проект формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект» .

Проект: «Летний дождик, он какой?» Краткосрочный музыкально-познавательный проект. В проекте участвовали: Музыкальные руководители МАДОУ "Детский сад № 11" г. Курчатов, Курской обл. - Степанова Н. Г., Нагорная Н. А. Воспитатели.

Проект «Сказка в музыке» Проект краткосрочный. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для подготовительной группы Музыкального руководителя Новосёловой Л. Е. Участники проекта: музыкальный.

Проект «Служба спасения». Проект краткосрочный, познавательно-творческий Проект «Служба спасения» Проект краткосрочный, познавательно-творческий Срок реализации проекта: 16-17 марта 2015-2016 уч. год. Участники.

Сценарий осеннего праздника в старшей, подготовительной группе «Слава хлебу на столе». Дети входят в зал, встают полукругом. Вед. : Снова Осень, снова птицы В теплый край лететь спешат И опять осенний праздник К нам приходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «От зёрнышка к хлебу»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 20:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД