Получи документы

Организация образовательного пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Наталья Вольская
Организация образовательного пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника, стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Слайд №2

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. Слайд №3, 4, 5

Публикация «Организация образовательного пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности;

доступность расположения.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

Место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

Место для проведения опытов

Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

В своей группе предметно-пространственную среду по познавательно-экспериментальной деятельности мы разделили на 3 компонента: Слайд №6

- дидактический компонент;

- компонент оборудования;

- стимулирующий компонент.

1. Дидактический компонент: Слайд №7 - 11

- Познавательные книги

- Атласы

- Тематические альбомы

- Коллекции (виды растений, животных, строительных сооружений, транспорта, профессий, мини-музеи (камни, часы и др.)

- Серии картин с изображением природных сообществ

- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

- Правила поведения в уголке экспериментирования.

2. Компонент оборудования: Слайд №12 - 19

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда

-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

3. Компонент стимулирующий: Слайд №20 - 29

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

- блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

- персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия: Слайд №30

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Итак, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, в нём наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.

Публикации по теме:

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации ФГОС Тема недели НОД тема, задачи, оборудование Место в режимных моментах (форма, цель) Средства для самостоятельной деят-ти Ожидаемый результат.

«Условные мерки длины или 38 попугаев». Программа познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Условные мерки длины…или 38.

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности» Содержание 1. Теоретическая часть 1.1. Пояснительная записка…3 1.2. Теоретические аспекты экологического воспитания.

Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности Главное в человеке - это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны,.

Организация единого образовательного пространства по приобщению детей к культуре и истории родного края Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми «Солнечные зайчики» Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми. Тема: Солнечные зайчики. Задачи: понять причину возникновения солнечных.

Организация предметно-пространственной среды группы для развития познавательно-исследовательской деятельности Экспериментальная деятельность в ДОУ должна строиться в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и основываться на интересе.

«Условные мерки длины… или 38 попугаев». Программа познавательно–исследовательской деятельности старших дошкольников Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Авторский коллектив: Федина Надежда.

Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем Подготовила.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста через организацию детского экспериментирования. Самоценность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательного пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 24 мая 2017 в 22:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД