Марина Гончарова
Организация единого образовательного пространства по приобщению детей к культуре и истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Организация единого образовательного пространства по приобщению детей к культуре и истории родного края
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудись, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Публикация «Организация единого образовательного пространства по приобщению детей к культуре и истории родного края» размещена в разделах
Эпохи, люди, их культура неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью ребенка, началом, порождающим личность. Учитывая актуальность этой проблемы, в своей работе особое значение уделяем использованию регионального краеведческого компонента, направленного на ознакомление детей с особенностями национальной культуры и истории своего родного края Белогорья. Хочется донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, чтобы они помнили обычаи и традиции нашего края, чувствовали гордость за свою малую Родину – Белогорье.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает нам, педагогам развиваться как творческой личности.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга
Мы долго думали, чем привлечь внимание наших детей, какой проект реализовать, что бы дети не только приобрели знания, но и проявили интерес к деятельности. И пришли к выводу, что наш старооскольский край богат глинами, что глина доступный материал для строительства и изготовления глиняных игрушек. Так у нас возник предмет исследования- традиционная старооскольская глиняная игрушка. И проект назывался «Наша любимая старооскольская глиняная игрушка
Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то старооскольская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им.
Цель проекта: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные : познакомить детей с историей возникновения промысла глиняной игрушки Староосколья, её назначением, показать характерные особенности старооскольской глиняной игрушки, расширить знания детей о современных народных промыслах России, учить лепить старооскольскую глиняную игрушку.
Развивающие: развивать творчество, фантазию, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность; формировать эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа.
При знакомстве с глиняной игрушкой обращали внимание на детали игрушки, подробно рассматривали иллюстрации, замечали цветовую гамму в изображенных игрушках. Учили детей выделять и называть главные элементы узора, различать чередование двух разных элементов. Учили составлять узоры, располагать их ритмично. Предлагали расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Чтобы работа была интереснее, обыгрывали продукты детского творчества. Например, не просто рисовали узор на полосе или круге, а расписывали игрушку. Это очень стимулировало и побуждало детей к творчеству.
Более выигрышно смотрелись детские работы, объединенные в коллективные композиции. Они становились более яркими, насыщенными, колоритными, ими украшали интерьер группы или раздевалки. В процессе творчества дети понимали, что человек является творцом, созидателем окружающего мира.
Заключение
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни.
Реализуя проект мы смогли заинтересовать детей, зажечь из сердца, помогли развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Способствовали пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Завершить позвольте словами Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи».
Дальнейшее развитие проекта.
• Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры,
развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
• Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
• Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.
• Создать музей русской старины и уголок русской избы.