МААМ-картинки

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Наталья Безрукова
«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Содержание

1. Теоретическая часть

1.1. Пояснительная записка…3

1.2. Теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников…. 6

1.3. Формирование экологической культуры старших дошкольников…. 10

2. Практическая часть

2.1. Создание развивающей предметно – пространственной среды как условие формирования экологической культуры дошкольников…. 15

2.2. Взаимодействие ДОУ с социумом и семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания….21

Публикация «„Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

2.3. Мониторинг экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…. 26

3. Заключение…. 31

4. Список литературы…32

Приложение

1. Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

2. Стихи, загадки, игры, опыты по экологическому воспитанию дошкольников

3. Центр познавательно – исследовательской деятельности в группе старшего дошкольного возраста.

4. Центр экологического воспитания в группе старшего дошкольного возраста

5. Выставка детского творчества совместно с родителями

«А из нашего окна…»

6. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

1. Теоретическая часть

1.1 Пояснительная записка

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего,

Мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме : «Жизнь деревьев, и их значение в жизни человека». Уже в дошкольном возрасте дети имеют представления о строении деревьев, узнают их по характерным признакам: цвету коры, форме листьев и прививается любовь к деревьям. Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемо, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника.

Цель: формирование экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе, к людям, отношение к себе как части природы.

Задачи:

- развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

- формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;

- развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

1. У детей сформировалось понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

2. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умение оценить действия других людей по отношению к природе).

3. У детей сформировалось понимание, что человек и природа взаимосвязаны.

4. Ребёнок активно участвует в познавательно-исследовательской деятельности.

Новизна

Новизна экологического воспитания заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту «включённость». Такие технологии могут быть представлены в виде проекта, который позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении участка ДОУ. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Это вызвано с резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате - понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент, путем изменения своего отношения к природе. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах, но и связь со средой.

Экологическое воспитание детей предполагает :

1. Воспитывать гуманное отношение к природе (нравственное воспитание).

2. Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).

3. Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природу, восхищаться ею, желание сохранить ее).

4. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными по охране и защите природы.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе является следующее:

1. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе; основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умение оценить действия других людей по отношению к природе).

Итак, экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношений человека к окружающему ему миру природу должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защищать и сберечь природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе; воспитатель должен исходить из следующего: главное, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общих для нас Дом, безнравственны.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ее покровительствовать, должны уметь замечать действия других.

1.2. Теоритические аспекты экологического воспитания в детском саду.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Теоритические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях.

Экологическим воспитанием детей занимались такие учёные, педагоги как

С. Н. Николаева ею была написана книга «Общение с природой начинается с детства». Суть данной книги заключается в следующем. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребёнка. Он узнаёт, что всё живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть всё для его жизни. С. Н. Николаева утверждала, что экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Экологическое воспитание Н. Н. Кондратьевой составляют «значения о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание она уделяет рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. Также ею раскрыта идея единства человека и природы. Экологическое сознание человека основывается на понимании целостности природы. Для раскрытия этой идеи показаны взаимосвязи, сложившиеся в природе на любом её уровне: организм, живое-среда, экосистема. Разъясняется, что сохранение сложившихся связей – важное условие жизнеспособности живых систем, а нарушение их целостности влечёт за собой негативные экологические последствия для живого. Н. Н. Кондратьева сделала вывод, что экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская считают, что условия для эмоционального воздействия на чувства ребёнка создаются путём использования ярких художественных и музыкальных образов природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования. Они предполагали, что основой формирования нового экологического стиля мышления должно быть чувство красоты природы, её уникальности и независимости от человека. А. И. Иванова изучала тему «Живая Экология». Данная тема охватывает три основных направления экологического образования : «Развитие элементарных естественно-научных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе. Она считала, что начинать экологическое образование и воспитание надо с раннего возраста, учитывая познавательные возможности детей каждого года жизни в области экологии. Детям необходимо давать только правильные, истинные знания, не оставлять детские вопросы без ответов, у них должно формироваться чувство радости от процесса познания. Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей, воспитывать потребность созидать, а не разрушать. В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова работали над темой «Тропинка в природу». Авторы данной темы отмечают, что осуществлять задачу экологического образования детей можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы и активно взаимодействуя с ними. Они считали, что один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа. Экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить новые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова считали, что процесс экологического воспитания строится на питании души и сердца ребёнка высокими образами Истины, Добра и Красоты. Первое место они отводили именно Красоте, раскрытию её в воспитании ребёнка. Образы настоящего искусства, живописи, музыки, литературы, как и сама природа, являются материалом используемым в первую очередь. Также в своё м учении они выделили два блока: «Природа» и «Человек». Так же экологическим воспитанием занималась Т. А. Купцева. Средствами изобразительного искусства автор предполагает решать задачи экологического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы твортеских заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения. Основная мысль заключается в том, что экология природы и экология культурыграни одной проблемы: сохранение в человеке человечности. Ребёнок художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в ней явлений. Н. А. Рыжова ставила цель: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Её учение построено на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Важное значение придаё тся нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Центральной идеей Т. И. Поповой является проявление многообразия форм жизни, целесообразности и красоты всего живого на планете, взаимозависимость, взаимосвязь, целостность. Автор подчёркивает, что «при ознакомлении ребёнка с окружающим миром… следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать щадящим и сберегающим образом». Восприятие человеком культурных ценностей, воспроизведение их в своей деятельности приводит к творческому и нравственному саморазвитию. В. А. Зебзеева, Н. А. Быкова, Н. А. Головачева выделяли в своём учении три основных принципа экология-эстетика-этика, интеграции изобразительной, музыкальной, художественной деятельности детей, комплекс «Искусство, творчество, экология». Ж. Л. Васякина-Новикова предлагает оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребёнке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте только начинается. Однако первые крупицы экологических знаний необходимы уже в дошкольном возрасте, они помогут детям ориентироваться в окружающей действительности, понимать её, а главное – положат начало осознанному отношению к природе, заложат основы планетарного мышления.

1.3. Формирование экологической культуры старших дошкольников.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И в связи с этим возникает необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить.

Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

В ДОУ организуется основная образовательная программа, которая основывается на программе экологического образования детей «Мы» под редактированием автора Н. Н. Кондратьевой. Она выделяет три раздела:

- Раздел 1 «Живые… Какие мы?»

- Раздел 2 «Как живые приспосабливаются к среде»

-Раздел 3 «Мы нужны друг другу на земле»

Раздел «Живые …Какие мы?» выделяет конкретные представления о существовании живых организмов в природе и их разнообразии: деревьях, кустах, травянистых растениях, зверях, птицах, рыбах, насекомых и других животных, людях.

Раздел «Как живые приспосабливаются к среде» выделяются основные среды обитания живых организмов: живые живут на земле (наземная среда, в воздухе (воздушная) в воде (водная, неглубоко под землёй (подземная). Их свойства: воздух есть везде – и в земле, и в воде. Он лёгкий прозрачный; может быть тёплым, холодным, влажным. Им дышат живые существа – растения, животные, люди. Без воздуха они погибнут. Живые существа должны вдыхать чистый воздух, его очищают растения, люди. Воздух может быть загрязнённый там, где курят, где сжигают мусор, где движется большое количество транспорта, автомашин, выделяются ядовитые газы и тд. Земля, её состав (чернозём, глина, песок, торф, камни, остатки растений и др.). Свойства земли и её составляющие (степень сыпучести, проницаемости, растворимости в воде; цвет, влажность, рыхлость и др.). Земля – место обитания многих животных и растений. Растения получают из земли питательные вещества, животным земля удобна для передвижения, поиска пищи, укрытия и тд. (Аналогично – о других средах обитания).

Раздел «Мы нужны друг другу на земле» подразумевает существование природных объектов в экосистемах. Живые – это растения, животные и люди. Они дышат, питаются, двигаются, чувствуют. Живые существа удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают себе подобных. Живой организм живёт, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой. Условия среды должны соответствовать потребностям и возможностям приспособления живых организмов. Этим все живые похожи.

Типичные природные экологические системы – водоём, луг, лес и др. Условия жизни в экосистеме (количество света, влажность и др., населяющие её живые существа (животные, растения).

В данной программе последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нём усложняются – пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие всё новых и новых знаний о живом создаёт предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с её объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Поэтому важно осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логику её развития.

Проанализировав данную программу, поняв, что в ней нет познавательно-исследовательской деятельности, была взята другая, дополнительная литература. Познавательно-исследовательская деятельность Автор Л. А. Королёва.

Поисковая деятельность является одним из главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. Организация познавательно-исследовательской деятельности в летний период направлена на сохранение полноценного здоровья и создание условий, в которых ребёнок дошкольного возраста смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.)

Публикации по теме:

Современные методы и формы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. «Чем больше ребёнок видел, слышал.

«Условные мерки длины или 38 попугаев». Программа познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Условные мерки длины…или 38.

Воспитание экологической культуры у старших дошкольников Куликова С. М., воспитатель МБДОУ детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск Обобщение опыта работы по теме самообразования «Воспитание экологической.

Экологическое воспитание дошкольников посредством исследовательской деятельности В наше время всё больше внимания уделяют проблеме экологического воспитания. Причина актуальности - это неправильная деятельность человека.

Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами В настоящее время, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры.

Консультация «Воспитание экологической культуры у дошкольников». В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры.

«Условные мерки длины… или 38 попугаев». Программа познавательно–исследовательской деятельности старших дошкольников Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Авторский коллектив: Федина Надежда.

Самообразование «Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой» Тема: «Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой». Пояснительная записка. «…Вечером.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота.

Воспитание экологической культуры дошкольников в системе игр Одной из последних тенденций в современной науке является возрастание интереса к проблеме экологического воспитания ре6бенка. Интерес к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 20 апреля 2017 в 16:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД