МААМ-картинки

Воспитание экологической культуры у старших дошкольников

Светлана Куликова
Воспитание экологической культуры у старших дошкольников

Куликова С. М., воспитатель МБДОУ детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск

Обобщение опыта работы по теме самообразования «Воспитание экологической культуры у старших дошкольников»

Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решения. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное знание.

Публикация «Воспитание экологической культуры у старших дошкольников» размещена в разделах

Экологическое образование и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребёнок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.

Экологическое образование дошкольников это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открывается возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств.

Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту. В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.

К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров: домашних животных нам заменяют «тамагочи», свежий запах луга – кондиционеры. Мы часто задаё м себе вопрос: почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так уж счастливы и довольны собой? Ведь ребёнок со своим стремлением учится, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому мы стремимся во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, - будущее не покажется нам безнадёжным. Значит главное - помочь ребёнку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих и зажечь огонёк творчества и радости жизни. Это определило наш выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми - воспитание экологической культуры.

Воспитание экологической культуры – это воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы моего проекта: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников», т. к. в настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности.

Данный проект реализуется через образовательную область «Познавательное развитие», интегрируется областями «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Цель проекта:

Формирование начал экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания экологической культуры старших дошкольников.

Задачи проекта:

1. Организовать и провести комплексную систему работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2. Развивать детскую пытливость, любознательность, интерес к предлагаемому материалу; вызвать желание отвечать на вопросы педагога, учить удивляться, замечать необычное в явлениях природы, сезонных изменениях в жизни живой и неживой природы.

3. Повысить эффективность проведения просветительских и социально значимых мероприятий, направленных на повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания экологической культуры ребёнка старшего дошкольного возраста.

4. Осуществлять содержательную совместную деятельность и досуг детей, родителей и педагогов, с целью повышения экологической культуры всех участников педагогического процесса.

Принципы разработки проекта:

- Актуальность – ориентация на образовательные принципы решения проблем воспитания экологической культуры старших дошкольников;

- Прогностичность – отражение в целях, задачах и планируемых мероприятиях не только сегодняшние, но и будущие требования к природоохранной деятельности, т. е. способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям окружающей социальной среды;

- Рациональность – определение таких целей, задач и способов, которые позволят получить максимальный позитивный результат в вопросах воспитания экологической культуры ребёнка – дошкольника.

- Целостность – обеспечение полноты состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между действиями, включённых в проект;

- Контролируемость – способность проекта определить конечные и промежуточные цели, т. е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Реализация проекта предусматривает следующие этапы:

1 этап - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам воспитания экологической культуры дошкольников;

2 этап – изучение исходного уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников;

3 этап – разработка содержания проекта, направленного на повышение экологической культуры старших дошкольников;

4 этап – реализация содержания проекта, мониторинг и анализ итоговых результатов.

Ожидаемый результат реализации проекта:

1. Сформированность начал экологической культуры старших дошкольников, вклющающей в себя знания о природе.

2. Организация психолого - педагогических условий, обеспечивающих эффективность экологической культуры старших дошкольников.

3. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо природы.

Апробации проекта предшествовало проведение диагностики сформированности у старших дошкольников начал экологической культуры. Для проверки эффективности содержания проекта нами были разработаны критерии и уровни оценки знаний детей.

Первичная диагностика старших дошкольников показала, что у них недостаточно сформированы представления о природе. Знания детей о воздействии человека на природу несистематичные, отрывистые.

С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста начал экологической культуры нами разработан перспективный план, который состоит из взаимосвязанных блоков: «Осень», «Зима», «Весна». Задачи экологического воспитания решались в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

В процессе реализации содержания проекта особое внимание уделялось тому, чтобы старший дошкольник переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

В ход проведения образовательной деятельности большое значение уделялось освоению представлений о человеке как социальном существе. Все образовательные моменты были взаимосвязаны между собой и усложнялись как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому. Происходило накопление каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Все полученные знания дети активно использовали в игровой деятельности, они по собственной инициативе самостоятельно использовали настольно-печатные, дидактические игры с природоведческим характером. Самостоятельно и большим интересом дети участвовали в театрализованной деятельности.

В работе с детьми использовались следующие методы и приё мы:

- цикл наблюдений за растениями в уголке природы и на участке.

- целевые прогулки, экскурсии.

- игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

- инсценировки, театрализованные представления;

- беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций;

- чтение художественной литературы, рассказывание.

- дидактические, сюжетные, подвижные игры, игры-путешествия.

- опыты и эксперименты.

- просмотр мультфильмов и презентаций о животных, насекомых и природе.

- рисование.

Одним из главных условий внедрения проекта явилось создание развивающей среды, предполагающей оптимизацию воспитательного процесса и включающей личность дошкольника в различные виды деятельности. В педагогическом проекте представлена схема организации развивающей среды по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой.

В основу проекта положен принцип взаимодействия педагогов, детей и родителей в решении задач, связанных с воспитанием экологической культуры у старших дошкольников.

Взаимодействие с родителями воспитанников строилось на основе перспективного плана. Целью такого взаимодействия являлось повышение педагогической компетентности родителей по проблемам воспитания экологической культуры ребёнка, приобретение опыта практического взаимодействия с ребёнком. Использование совместных акций, развлечений и. п. способствовало формированию самостоятельности ребёнка, взаимопониманию взрослого и ребёнка, насыщенности совместной деятельности в природе, с её объектами.

Проведение заключительной диагностики после реализации проекта дало возможность выявить достижения старших дошкольников дало возможность выявить достижения старших дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень воспитанности экологической культуры детей подготовительной к школе группы.

Проблемы окружающей среды всегда актуальны, и много ещё не познанного, удивительного, что можно открывать вместе с детьми и родителями. Творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой даёт ребёнку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь. Природа, которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что – то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы.

Публикации по теме:

Еобходимость формирования экологической культуры дошкольников. Необходимость формирования экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют.

Формирование начал экологической культуры дошкольников В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема: «Формирование основ экологической культуры» Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить,.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Консультация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Консультация на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Удивительный мир природа…. Он встречает ребенка морем.

Моя педагогическая концепция «Воспитание экологической культуры дошкольников» МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Воспитание экологической культуры дошкольников» 1слайд Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы,.

Необходимость формирования основ экологической культуры дошкольников На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остаётся, хоть и не всегда это признаёт и отношение к природе носит.

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников. Воспитатель МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА.

Воспитание культуры поведения у старших дошкольников .

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста в семье Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста в семье. Попова Аксана Николаевна, воспитатель. МДОУ детский сад № 79.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры у старших дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 10:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД