Получи документы

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников

Инга Варлашова
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников.

Воспитатель МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА

Варлашова Инга Анатольевна

Публикация «Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников» размещена в разделах

Проблема экологического образования в настоящее время в эпоху надвигающейся экологической катастрофы, является одной из наиболее актуальных и трудно разрешимых проблем. Необходимость целенаправленного осуществления экологического образования на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста, очевидна. Задача состоит в том, что бы заложить основы научных знаний о природе, обеспечить первичное осознание единства человека и природы. Развить потребность в восприятии красоты природы, способствовать проявлению чувства добра, сочувствия,заботы,по отношению к растениям, животным и к окружающей неживой природе,сформулировать навыки экологического поведения в природе.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО

Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием,видя зелёную траву,слушая щебетанье птиц и стрекотания кузнечиков, ощущая запах цветов. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. Умение «видеть» не даётся с рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая,обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребёнок одновременно развивает своё мышление и речь.

«Если хотите научить ребёнка логически мыслить, ведите его в природу»-советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.

Проблемой экологического образования занимались многие педагоги :С. Н. Николаева, А. М. Федотова, Н. Н. Кондратьева и другие.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

В результате диагностики детей я выяснила, что теоретические знания у детей есть, но не все дети могут успешно применять свои знания на практике.

Я, поняла, что огромное значение в экологическом воспитании имеет опытническая деятельность детей. Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами

Истинно развивающей средой является та, в которой ребёнок может самостоятельно действовать.

В уголках природы,наряду с участком детского сада, которые являются базой для ознакомления детей с природой, дети работая под руководством воспитателя, ухаживая за растениями и животными, ведя календари природы, дневники наблюдений, пробрели знания и личный индивидуальный опыт. Источником этих знаний и опыта здесь традиционно выступают: наблюдения, (показ обьектов обьяснения воспитателем) элементарная деятельность. Позиция ребёнка здесь в целом пассивна. Чтобы ребёнок стоял в активной позиции, в группе я организовала «лабораторию природы» где дети могли заниматься самостоятельной опытнической деятельностью, конечно под присмотром воспитателя.

В работе я использую элементарные опыты.

Песок и глина

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу

Вывод: Песок – сыпучий материал.

Могут ли камни менять цвет?

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.

Опыт. Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького

Магнит

«Притягивает – не притягивает»

Показать простейшие действия с магнитом, как он действует на разные предметы.

Вывод: К магниту притянулись все железные предметы. Значит, магнит притягивает железные предметы.

Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик. И т. д.

Оснащение детской лаборатории:

• Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

Красители: пищевые красители, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.

Так же использую стихи и загадки. Непосредственно образовательная деятельность проводится в увлекательной для детей «Поможем фиксикам», «Мы исследователи», «Экспедиция в загадочную страну» В конце опыта, наблюдения необходимо, чтобы дети, обсуждая выполненную работу пришли к выводу своих знаний. Знания, полученные в ходе опытнической и экспериментальной деятельности, дети охотно используют и в повседневной жизни: цветы нельзя поливать горячей водой, много воды вредно, так как могут погибнуть корни. На собрании родителей я познакомила с консультацией «Зелёный доктор на окне»» Маленькие хитрости для проведения наблюдений и экспериментов в природе и дома»

Усваивается все опыты прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Наш процесс познания творческий и наша задача – поддержать и развивать ребёнка, так как исследования предоставляет ребёнку самому найти ответы на вопросы «КАК» и удовлетворить свою любознательность

Публикации по теме:

Компетентность педагога в формировании экологической культуры дошкольников Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов. Как.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.

Доклад «Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА» Доклад на тему: «Музыкальное занятие.

Необходимость формирования основ экологической культуры дошкольников На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остаётся, хоть и не всегда это признаёт и отношение к природе носит.

Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры у дошкольников» Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять.

Самоанализ «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности» Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. Все наши действия, наши взаимоотношения отражены в поведении. Оно же, в свою очередь,.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах. Для воспитания у детей культуры поведения.

Экскурсия как форма умственного воспитания дошкольников Особая роль в ознакомлении детей с окружающим принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 22:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД