марина клюева
Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе. Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об окружающем их мире.
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование экологической культуры у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.
Цель: Сформировать у детей познавательный интерес к природе, как источнику жизни, здоровья и радости, интерес к открытию удивительного в природе, способность восхищаться ею, воспитывать бережное отношение к природе, выработать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами окружающего мира.
Задачи:
- развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой;
- формирование экологического мировоззрения;
- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
- формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
- формирование доброжелательного отношения детей к живой природе;
- развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы;
- воспитание любви к природе родного края;
- координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Взрослым необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и по этому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей: сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять антигуманным и безнравственным действиям.
Исходя из Программы развития, я выбрала для самообразовании тему : «Формирование экологической культуры у дошкольников». По этой теме я работаю с детьми средней группы, опираясь на программу С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Для своей работы я составила перспективный план на учебный год.
вопрос Форма исполнения литература Срок исполнения
Теория и методика экологического образования детей ознакомление СН. НИКОЛАЕВА «теория и методика экологического образования детей.» сентябрь
диагностика Диагностические карты журналы Октябрь,ноябрь
Разработка наглядно-информационных памяток для родителей Папки -раскладушки М. В. Коробова «Малыш в мире природы» декабрь
Разработка картотек прогулок по временам года Картотека прогулок (конспекты) январь
Разработка журналов «божья коровка», насекомые» и тд журналы февраль
Подборка опытов (воздух, вода) журналы март
Разработка конспектов конспекты по экологии апрель
Диагностика детей Отчет на пед совете май
Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию начал экологической культуры. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Я думаю, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.
Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды.
• Природный уголок в группе;
• учебно-наглядных пособий- альбомов «Времена года», «Божья коровка», «кто такие насекомые?», «все о птицах», «вода», «комнатные растения»,»экологические сказки», «части растения», «правила поведения в лесу». «в царстве грибов», «цветы», «экологические ситуации», «опыты с воздухом», «как растет цветок?».
Еще я составила картотеку прогулок по временам года.
Картотека подвижных игр.
подборка дисков о животных.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала следующие методы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);
• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);
• практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);
• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);
• игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки);
Все группы методов использовались мною на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.
При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Моя работа была организована по таким направлениям, как
1) работа с детьми,
2) работа с родителями.
Работа с детьми. Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний. «Что такое природа», «Мой родной край», «Живая и неживая природа», «Царица-водица», «С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. «Дары Земли –матушки и Осени-красавицы», «В гости к лесовичку», «Жалоба елочки»- знания о мире животных; знания о растительном мире. (конспекты занятий по экологии в средней группе).
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю - частые, непосредственные наблюдения.
В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д. Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел?»). Это позволило решить следующие задачи: «Каждое животное (растение) – живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом». Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:
- «Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?», «Моя семья», «Тепло – холодно», «Помоги Хрюше» (уход за собственным телом, «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Кому нужна вода?»);
- «Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?», «Найди детеныша», «Чей след?», «Кто не спрячется в лесу?», «Где спряталась рыбка?», «Кто где живет?», «Угадай, чей хвост» и др.);
- «Растение – живое существо» («Где растет?», «Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже?», «Что сначала, что потом?», «Как дерево растет?» (знакомство с частями растений, «Угадай по описанию» и др.).
На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. С родителями организовывалось консультирование, беседы, родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе». Проводились совместные экологические акции : «Лучшая поделка из природного материала», «кормушка для птиц». «дары осени», консультации для родителей по экологии.
В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.
Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты.
Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Радостные переживания поднимали жизненный тонус, поддерживали бодрое настроение детей. Дети, чувствуя уважение к себе, как равным, постепенно начинали раскрепощаться и творить, приобрели навыки по уходу за живыми организмами, узнали, как нужно вести себя в природе. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов о природе. У них появилось желание беречь природные объекты, делать новые открытия, покорять новые вершины в познании окружающего мира.
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.
(диагностические задания по программе «от рождения до школы»)
Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашего детского сада в результате экологического воспитания.
Дошкольники :
• радуются встрече с природой,
• по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами,
• видят разнообразие природного мира,
• признают ценность жизни,
• имеют представления о правилах поведения в природе,
• сформировано начало экологической культуры.
Родители:
• участвуют в совместных акциях,
• в приобщении детей к миру природы.
•
Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
2. Консультация для родителей «Безопасность Вашего ребёнка», «о чем говорят растения». «весенние прогулки» и тд.
3. Памятка для родителей «»фрукты и овощи-источник здоровья».
4. Свительство о публикации методической разработки на международном образовательном портале маам. «экологическое воспитание в детском саду-это актуально!
5. свидетельство о публикации методической разработки на международном образовательном портале маам. «педагогический опыт. экологическое воспитание дошкольников.»
6. Результаты диагностики на начало и конец учебного года
Библиографический список:
1. «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и др.)
2. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. // М. : Мозаика – Синтез, 2002.
3. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» // СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. // М: Мозаика – Синтез, 2005.
5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
6. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
7. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
8. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.
9. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
10. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.
11. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
12. Т. А. Шорыгина серия «Развивающие сказки для малышей» //Москва. Прометей Книголюб. 2003г.
13. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников //М :. Издательский центр «Академии», 2001.