МААМ-картинки

Коммуникативное развитие детей посредством использования робототехники

Самира Аббасова
Коммуникативное развитие детей посредством использования робототехники
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из актуальных задач ФГОС ДО в развитии дошкольников является коммуникативное развитие. Стандарт выделил его в отдельную образовательную область – «социально-коммуникативное развитие».

Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее.

Публикация «Коммуникативное развитие детей посредством использования робототехники» размещена в разделах

Проблема развития коммуникативной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а также потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Робототехника - одно из самых передовых направлений науки и техники, образовательная робототехника - это новое междисциплинарное направление обучения детей, позволяющая вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества и повышения престижа инженерских профессий среди молодежи

Актуальность технологии робототехники значима в свете внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, так как является эффективным средством для коммуникативного развития дошкольников.

Проблема исследования: каковы возможности использования робототехники в коммуникативном развитии детей дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством использования робототехники.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста посредством использования робототехники.

Сущность понятия «коммуникативные навыки». Особенности коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте

В нашем исследовании мы будем понимать «коммуникацию» - как процесс взаимопонимания и взаимодействия ребенка с партнерами доступными невербальными и вербальными средствами общения, с целью обмена информацией.

В психологии и психолингвистике коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им основных смысловых доминант коммуникатора

Коммуникативное развитие дошкольников является одним из основных элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает непосредственное влияние не только на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.).

Смирнова Е. О. под коммуникативными навыками дошкольников понимает осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, а также их способности правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.

Таким образом, в нашем исследовании под «коммуникативными навыками» мы будем понимать - овладение в процессе онтогенетического развития доступными невербальными и вербальными средствами общения ребенка с окружающими партнерами в определенной микро социальной среде, сформированными путем восприятия, импринтинга и многократного повторения, с целью свободного применения для взаимопонимания, взаимодействия и удовлетворения возникающих потребностей.

Особенности организации робототехники в ДОО

Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок работает со специальными конструкторами, изучает работу механизмов, моторов, рычагов, колес, пробует создавать собственные модели роботов, используя схемы или придумывая свои варианты. Это по силам уже детям 5 – 6 лет. А ребята постарше знакомятся с программированием: не просто собирают модель, но и создают для нее простейшую программу на персональном компьютере.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

В детском саду используются разные виды конструкторов. LEGO EducationWeDO - позволяет детям от 5 лет собрать и запрограммировать простые модели LEGO через компьютерное приложение LEGO EducationWeDO 2.0., работая индивидуально, в парах или командами, дети собирают роботов. С помощью Bluetooth, планшета или персонального компьютера учатся управлять моделями, не имея никаких проводов. Конструкторы LEGOWeDo вводят детей в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, коллективного обсуждения, учат детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки, но и осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, побуждают интерес к творческой конструктивной деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Созданные роботы дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализации, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, при исследовании окружающего мира. Дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играют, придумывают и воплощают свои идеи.

Возможности формирования коммуникативной активности с помощью робототехники связаны с идеей оживления неживого, что очень притягательно для детей. Важным при формировании коммуникативной активности с помощью робототехники является опора на экспериментирование, исследование и наблюдение. Ребенок ищет инженерную идею, развивает свою фантазию, провоцирует моделирование. Ребенок идет к решению и постановке инженерных задач через осмысление себя.

Обобщение опыта работы воспитателей по организации занятий робототехникой с детьми в ДОО

Исследование анализа опыта работы по организации занятий с использовании робототехники с детьми воспитателя Санниковой Натальи Андреевны детского сада Курганской области г. Катайск.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. В современном мире технические достижения стремительно внедряются в человеческую жизнедеятельность, окружают нас повсюду в виде транспортных и строительных средств, бытовых приборов и аппаратов. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов [19].

С раннего возраста детей увлекают игры с конструктором, а также интересны движущиеся игрушки. Занимаясь конструированием, дети не замечают, как осваивают устный счет, производят простые арифметические действия. Воодушевленно рассказывая о своей постройке и замысле, ребенок составляет рассказ, при этом развивается речь и умение легко и естественно выступать перед публикой, также ребенок развивается и в коммуникативном направлении.

Задача образования - создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.

Роль педагога, отмечает Наталья Андреевна, состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности [19].

Внедрение робототехники в ДОУ происходит по средствам кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе посещения кружка дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Технология развивает и речевые навыки : дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. Кроме того, это у детей развиваются и коммуникативные навыки [19].

Дошкольное образование совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Дошкольник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые являются товарищами по играм. Старший дошкольный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 5-7 лет. Детям этого возраста свойственны эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие педагогу и стремление связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом.

Современному обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка, когда он активно стремится к познанию окружающей действительности, испытывает интерес ко всему неизвестному, к прошлому и будущему, устройству мира. Он задает много вопросов, строит 5 догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций.

XXI век внес в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Одним из таких чудо-игр, конечно же, является уникальный LEGO конструктор, из деталей которого можно построить как высоченную башню, так и робота, способного производить замеры освещенности и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам. LEGO-конструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОО, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами [20].

Использование конструкторов LEGO в ДОО при организации образовательного процесса, отмечает Наталья Андреевна, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Работа с робототехникой способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умения общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи дошкольников.

Робототехника, считает Наталья Андреевна, быстро становится неотъемлемой частью педагогического процесса ДОО, т. к. она заставляет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Робототехника в ДОО приучает детей смотреть на проблемы шире и решать их в комплексе. Созданная модель всегда находит аналог в реальном мире. Задачи, которые дети ставят роботу, предельно конкретны, но в процессе создания машины обнаруживаются ранее непредсказуемые свойства аппарата или открываются новые возможности его использования. Различные языки программирования графическими элементами помогают дошкольникам мыслить логически и рассматривать вариантность действия робота. Обработка информации с помощью датчиков и настройка датчиков дают им представление о различных вариантах понимания и восприятия мира живыми системами.

Актуальность робототехники значима в свете введения ФГОС ДО, так как:

В нашем детском саду, обобщает Наталья Андреевна, внедрена дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Основы робототехники», которая рассчитана на 1 год.

Программа реализуется в форме деятельности по робототехнике с использованием конструктора Lego Education Wedo 2.0. Она рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет.

Занятия по с использованием образовательных конструкторов Lego Education Wedo 2.0 проводится по подгруппам 6-8 человек, в специально оборудованном кабинете, 1 раз в неделю.

Занятия в кружке проводятся в виде совместной деятельности воспитателя и детей, и сводится к постройке конструкций по заданным схемам.

В ходе занятия проводятся малоподвижные, настольные, дидактические игры, пальчиковые разминки, физкультминутки, выполняются игровые упражнения.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова.

Публикации по теме:

Развитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельностиРазвитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельности Консультация для родителей «Развитие алгоритмического мышления у детей 6-7 лет в процессе использования робототехники в образовательной.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативное развитие детей посредством использования робототехники
Опубликовано: 2 мая 2024 в 15:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативное развитие детей посредством использования робототехники» (включая файлы) размещена пользователем Самира Аббасова (УИ 3423243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД