Лучший педагог года

Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Наталья Мельникова
Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. Шуя Мельникова Наталья Владимировна

Ребёнок рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в тоже время интересный и непредсказуемый. Исследовательская деятельность, поисковая активность – Естественное состояние ребёнка, потому что он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребёнок с одной стороны, расширяет представление о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, С другой стороны – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте, пока ребёнок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, то есть упорядочить свои представления о мире.

Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения : Экспериментам, проектам, опытам.

И сегодня я хочу рассказать о том, как мы строим свою работу по опытно- экспериментальной деятельности.

Одним из условий решения задач по опытно- экспериментальной деятельности В детском саду является организация предметно- пространственной среды. Поэтому мы решили прибегнуть к помощи родителей. С начала учебного года были организованы беседы и консультации с целью поддержания интереса у детей к экспериментированию и наблюдению, а так же повышения компетентности родителей, оказание помощи в организации экспериментирования с детьми дома.

Родители положительно отнеслись е этому предложению. Стали активно направлять детей на выполнение заданий. Приобретали необходимые принадлежности для проведения опытов.

Занятия по экспериментированию могут проходить в увлекательной форме для детей: работа в лаборатории, встреча с героями, путешествия, использование художественного слова.

В нашем уголке по экспериментирования живёт забавная обезьянка «Чуча», которая очень помогает нам в организации опытно- экспериментальной деятельности. Она приносит задания с проблемными ситуациями. В ходе экспериментирования может дать совет, спросить у детей, почему они поступили именно так, а не по- другому. Тем самым обезьянка играючи развивает интерес у детей любознательность, пополняет знания об окружающем мире и желание довести начатый опыт до конца.

Познавательно- исследовательскую деятельность мы организуем в соответствии с тематическим планированием. Вот некоторые из них:

1. Человек часть природы. Продукты питания.

2. От зерна до каравая.

3. Все профессии важны.

В тематическом планировании была включена неделя «Всё о родном крае»

В ходе беседы выяснилось, что дети, знают, в каком городе они живут, называют свой адрес. Но на вопрос, почему наш край называется текстильным, дети затруднялись ответить. Так же вызвало затруднение у детей назвать виды ткани, из которых сшита их одежда и как появляется рисунок на ткани.

Цель проекта:

- через опытно- экспериментальную деятельность содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, развитию умственных способностей и речи детей в процессе экспериментирования с тканями.

Задачи проекта:

1. Развивать эстетическое восприятие, интерес и эмоциональную отзывчивость на явления окружающей жизни, произведения классического и народного искусства.

2. Познакомить детей искусством и культурой России, ивановского региона, о новых способах работы с тканью (окрашивание ткани, нанесение рисунка на ткань)

3. Обучить детей рационально распределять время, составлять план своих действий, уметь сделать выводы в процессе опытно- экспериментальной деятельности.

4. Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками, педагогом.

5. Создать необходимые, безопасные условия для свободных опытов и исследований.

6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

В ходе работы были проведены следующие мероприятия:

1. Беседы на тему:» Край родной- мы гордимся тобой» (просмотр слайдов старинных и современных зданий). Была организована экскурсия музей им. Фрунзе.

2. Рассматривание альбомов с тканями «Ситцевая палитра». Дети знакомятся с происхождением ситцевых тканей и их назначением (рубахи, халаты и т. д). Замечают, что рисунок на ткани зависит от предназначения вещи, которая будет сшита из этой ткани. Рассматривают ткани,из которых сшита одежда друзей, кукол.

3. В опытно-экспериментальном уголке был проведён опыт по добыванию натуральных красителей (сок моркови, свеклы, ягод). Дети производили окрашивание в разные цвета.

4. На следующем этапе детям было предложено выступить в роли художников. Ребята самостоятельно придумывали рисунки и наносили их на высохшую, окрашенную ткань, использовали при этом штампы-печати, гуашь.

5. Вместе с детьми было сшито кукольное одеяльце в стиле «Лоскутное шитьё». Дети самостоятельно подбирали ткань, составляли рисунок

Итогом недели стала выставка, в которой активное участие принимали родители вместе с детьми под названием «Ситцевая радуга», сшили красивую одежду для кукол.

В результате работы над проектом дети узнали о том, почему наш край называется текстильным, о новых способах работы с тканью, научились окрашивать и наносить рисунок на ткань.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребёнка, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добыты самостоятельно, всегда являются осознанными и самыми прочными.

Используемая литература:

1. А. И. Иванова Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М. : ТЦ Сфера, 2004. -224с.

-(Программа развития).

2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей

2 -7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель,2014-333с.

3. Народные культурные традиции и русское народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольного образования под ред. Э. В. Никитиной.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми Феклина Светлана Владимировна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №411» г. о. Самара e-mail lider6254@gmail.com.

Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с родным краем Использование дидактических игр способствует: развитию познавательных способностей, в процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют.

Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Березина Светлана.

Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем. Тема моего опыта «Воспитание.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем Выбирая тему работы хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса. • В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых. Специальные исследования и практика показывают, что у дошкольников необходимо в первую очередь развивать те коммуникативно-речевые умения,.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Развитие познавательно - речевой.

Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ. Познавательное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Опубликовано: 5 апреля 2017 в 22:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД