Наталья Мельникова
Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. Шуя Мельникова Наталья Владимировна
Ребёнок рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в тоже время интересный и непредсказуемый. Исследовательская деятельность, поисковая активность – Естественное состояние ребёнка, потому что он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребёнок с одной стороны, расширяет представление о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, С другой стороны – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте, пока ребёнок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, то есть упорядочить свои представления о мире.
Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения : Экспериментам, проектам, опытам.
И сегодня я хочу рассказать о том, как мы строим свою работу по опытно- экспериментальной деятельности.
Одним из условий решения задач по опытно- экспериментальной деятельности В детском саду является организация предметно- пространственной среды. Поэтому мы решили прибегнуть к помощи родителей. С начала учебного года были организованы беседы и консультации с целью поддержания интереса у детей к экспериментированию и наблюдению, а так же повышения компетентности родителей, оказание помощи в организации экспериментирования с детьми дома.
Родители положительно отнеслись е этому предложению. Стали активно направлять детей на выполнение заданий. Приобретали необходимые принадлежности для проведения опытов.
Занятия по экспериментированию могут проходить в увлекательной форме для детей: работа в лаборатории, встреча с героями, путешествия, использование художественного слова.
В нашем уголке по экспериментирования живёт забавная обезьянка «Чуча», которая очень помогает нам в организации опытно- экспериментальной деятельности. Она приносит задания с проблемными ситуациями. В ходе экспериментирования может дать совет, спросить у детей, почему они поступили именно так, а не по- другому. Тем самым обезьянка играючи развивает интерес у детей любознательность, пополняет знания об окружающем мире и желание довести начатый опыт до конца.
Познавательно- исследовательскую деятельность мы организуем в соответствии с тематическим планированием. Вот некоторые из них:
1. Человек часть природы. Продукты питания.
2. От зерна до каравая.
3. Все профессии важны.
В тематическом планировании была включена неделя «Всё о родном крае»
В ходе беседы выяснилось, что дети, знают, в каком городе они живут, называют свой адрес. Но на вопрос, почему наш край называется текстильным, дети затруднялись ответить. Так же вызвало затруднение у детей назвать виды ткани, из которых сшита их одежда и как появляется рисунок на ткани.
Цель проекта:
- через опытно- экспериментальную деятельность содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, развитию умственных способностей и речи детей в процессе экспериментирования с тканями.
Задачи проекта:
1. Развивать эстетическое восприятие, интерес и эмоциональную отзывчивость на явления окружающей жизни, произведения классического и народного искусства.
2. Познакомить детей искусством и культурой России, ивановского региона, о новых способах работы с тканью (окрашивание ткани, нанесение рисунка на ткань)
3. Обучить детей рационально распределять время, составлять план своих действий, уметь сделать выводы в процессе опытно- экспериментальной деятельности.
4. Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками, педагогом.
5. Создать необходимые, безопасные условия для свободных опытов и исследований.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности.
В ходе работы были проведены следующие мероприятия:
1. Беседы на тему:» Край родной- мы гордимся тобой» (просмотр слайдов старинных и современных зданий). Была организована экскурсия музей им. Фрунзе.
2. Рассматривание альбомов с тканями «Ситцевая палитра». Дети знакомятся с происхождением ситцевых тканей и их назначением (рубахи, халаты и т. д). Замечают, что рисунок на ткани зависит от предназначения вещи, которая будет сшита из этой ткани. Рассматривают ткани,из которых сшита одежда друзей, кукол.
3. В опытно-экспериментальном уголке был проведён опыт по добыванию натуральных красителей (сок моркови, свеклы, ягод). Дети производили окрашивание в разные цвета.
4. На следующем этапе детям было предложено выступить в роли художников. Ребята самостоятельно придумывали рисунки и наносили их на высохшую, окрашенную ткань, использовали при этом штампы-печати, гуашь.
5. Вместе с детьми было сшито кукольное одеяльце в стиле «Лоскутное шитьё». Дети самостоятельно подбирали ткань, составляли рисунок
Итогом недели стала выставка, в которой активное участие принимали родители вместе с детьми под названием «Ситцевая радуга», сшили красивую одежду для кукол.
В результате работы над проектом дети узнали о том, почему наш край называется текстильным, о новых способах работы с тканью, научились окрашивать и наносить рисунок на ткань.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребёнка, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добыты самостоятельно, всегда являются осознанными и самыми прочными.
Используемая литература:
1. А. И. Иванова Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М. : ТЦ Сфера, 2004. -224с.
-(Программа развития).
2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей
2 -7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель,2014-333с.
3. Народные культурные традиции и русское народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольного образования под ред. Э. В. Никитиной.